Земельный налог по независимой оценке на уменьшение для юрлиц

Важная и полезная информация в статье: "Земельный налог по независимой оценке на уменьшение для юрлиц". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Земельный налог по независимой оценке на уменьшение для юрлиц

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В 2018 году физическое лицо обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. В том же 2018 году суд вынес решение о значительном уменьшении кадастровой стоимости земельного участка.
Может ли физическое лицо вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог? За какой период времени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Физическое лицо может вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2018 год, но не ранее.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу;
— Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Перерасчет земельного налога — основания и правила

Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.

Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.

Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.

Основания для перерасчета земельного налога

Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.

Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило. Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.

Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:

  • Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
  • Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.

Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет. Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога. При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.

Как сделать перерасчет земельного налога?

Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.

[1]

Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.

Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.

Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся кадастровой ошибки.

Образец заявления на перерасчет земельного налога

Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.

[3]

Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.

Читайте так же:  Может ли должник просить отложение исполнительных действий

Перерасчет земельного налога по решению суда

Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.

Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды

Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица. Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом. Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.

При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.

Заявление на возврат земельного налога физическими лицами

Хотя в законодательстве не предусмотрено единой формы заявления, в результате юридической практики был разработан бланк этого документа. Оформляя его, нужно придерживаться стандартных процессуальных правил в отношении заполнения заявления (письменная форма, внесение достоверной информации, наличие подписи заявителя и т.д.).

Инструкция по составлению заявления на возврат земельного налога физическими лицами:

  1. Сначала составляется шапка документа, в которой нужно указать кто и кому направляет заявление. Также в ней указываются паспортные и контактные данные заявителя, включая ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона и адрес проживания.
  2. Затем оформляется основная часть документа, которая начинается словом «Заявление», написанным по центру документа. В этом же разделе заявитель должен указать суть прошения — проведение перерасчета или земельного налога единицы недвижимости, владельцем которой является заявитель. В любом случае требуется указать причину для проведения процедуры
  3. В завершающей части нужно указать дату, когда заявление было составлено, поставить свою подпись и вписать расшифровку подписи.

На этом процедура составления заявления на перерасчет или возврат земельного налога завершена. Образец документа можно найти ранее в статье.

Налог на землю в 2019 году

Налог на землю в 2019 году. За пользование земельным участком каждый год собственник обязан платить в казну назначенный налог. Каким он будет в 2019 году? Этот вопрос волнует многих владельцев земли.

Кто будет платить

Платить за земельный участок будут только собственники, наследники и граждане с бессрочным пользованием. Налогом облагаются все земельные участки страны. Исключением может быть:

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

  • около подъездная территория многоэтажных домов;
  • участки с особенным статусом (культурное наследие, заповедная территория).


На основании кадастровой стоимости участка земли назначается и налоговый платеж за нее. С 01.01.2019 года взнос будет исходить из кадастровой оценки стоимости объекта, указанной в базе ЕГРН.

Процентные ставки

В 2019 году нововведений по начислению ставок не произойдет.

Ставка 0,3% от стоимости будет учитываться на объекте, где:

  • проводятся сельскохозяйственные работы;
  • ведется садовое хозяйство;
  • строятся объекты в личных целях;
  • ведется животноводство;
  • строятся объекты для жилищных и коммунальных сфер, ограниченные в затратах в рамках национальной безопасности.

Ставкой 1,5% будут облагаться все другие типы земельных участков.

Размер ставки может быть изменен. Органы власти, после определения процентного показателя, могут только уменьшить его значение. Положительное решение по вопросу уменьшения налога получают земельные участки вдалеке от больших городов.

Как снизить налог

В 2019 году уменьшение платы за объект возможно только при проведении переоценки его кадастровой стоимости. В разных районах страны оценка земли проводилась более 5-ти лет назад, и эти сведения требуют обновления. С 2019 года запланировано обновление процедуры кадастровой оценки земли. Этой деятельностью занимаются сторонние организации. Запланировано передать ведение оценки земельных участков государственной организации «Центр кадастровой оценки». Это позволит проводить систематизацию и уравнение показателей разных регионов.

Для переоценки земельного участка собственнику необходимо обратиться в Ростреестр. До нововведений на 2019 год, можно было оспорить текущий и предыдущие оплачиваемые периоды. С 2019 года при переоценке, изменения коснутся только последующих периодов, перерасчета за предыдущие неверно начисленные расчетные годы не будет.

Необходимые документы

Для уменьшения оплачиваемого налога, собственник может написать заявление. И передать его для переоценки стоимости земли в отдел Роскадастра.

Необходимо предоставить:

  • документ, указывающий на владение собственностью;
  • документ, подтверждающий принадлежность земли к категории использования;
  • текущее значение кадастровой оценки;
  • технический паспорт и план земельного объекта.

Собственник может напрямую подать все документы в суд. К указанному перечню документов добавляется квитанция об оплате пошлины.


Льготная категория налогоплательщиков

Государством утверждены категории граждан, которые могут не уплачивать налог за 600 квадратных метров земельного участка во владении, независимо от рода использования.

Если территория больше, необлагаемые 600м2 будут вычитаться. Если меньше, налог не оплачивается.

К льготной категории граждан будут относиться:

  • граждане, вышедшие на пенсию (по старости или по профессии);

Лица, имеющие льготы от государства:

  • инвалиды I и II группы;
  • дети-инвалиды;
  • ветераны военных действий, а также другие категории граждан, прописанные в п.5 ст.391 НК РФ.

Для того чтобы определить льготный участок, собственник может написать заявление и подать его в отделение налоговой службы.

Штрафы при неуплате налога

При несвоевременной уплате налога будут выставляться штрафы. При неумышленном несоблюдении уплаты налога, на гражданина будет наложен штраф в размере 20% от суммы земельного налога. При умышленном несоблюдении сроков внесения взноса, к оплате будет выставлен штраф 40% от суммы. Отсутствие своевременной оплаты, фиксируется как умышленное действие и, кроме штрафа, идет начисление пени. Оспорить неумышленность уплаты гражданин может через суд.

Читайте так же:  Где найти сведения об уплаченном штрафе гибдд по номеру постановления

Новую постройку на земельном участке собственник должен своевременно зарегистрировать. В противном случае земельный налог будет начислен в двойном размере.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, про налог на землю в 2019 году. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Как оспорить кадастровую стоимость участка и снизить земельный налог

Как многим компаниям удается оспорить кадастровую стоимость

Какие документы нужно собрать для оспаривания в суде

Когда суды отказывают компаниям в снижении стоимости

Популярное по теме

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В последнее время большинство компаний пытается снизить свои обязательства по земельному налогу путем оспаривания кадастровой стоимости участков. И, как показывает судебная практика, многим налогоплательщикам это удается (постановления арбитражных судов Волго-Вятского от17.10.14 №А17-1024/2013, от22.09.14 №А17-4169/2013, Дальневосточного от07.10.14 №Ф03-3776/2014, от05.09.14 №Ф03-2590/2014 и Московского от30.10.14 №Ф05-12096/14, от20.10.14 №Ф05-11427/14 округов). Причем в отношении земельных участков такой способ оптимизации налоговых обязательств применяется уже достаточно давно.

Однако с 2014 года с помощью оспаривания кадастровой стоимости можно снизить и налог на имущество. Поскольку теперь в отношении определенной недвижимости (например, административно-деловые и торговые центры) налог на имущество рассчитывается исходя из ее кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НКРФ)*. Впрочем, оспаривание кадастровой стоимости недвижимости не совсем корректно называть способом оптимизации налога на имущество. Поскольку сумма налога, рассчитываемая исходя из кадастровой стоимости, практически всегда больше суммы налога, исчисляемой исходя из среднегодовой стоимости недвижимости.

* Подробнее об этом читайте в статье «Насколько выгодно облагать налогом наимущество оборудование отдельно отздания» в «ПНП» № 7, 2014.

Оспорить кадастровую стоимость может не только собственник, но и арендатор земельного участка

Для того чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку (ст. 390, 394, 396 НК РФ). При этом под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной оценки или в процессе рассмотрения споров о результатах ее определения (ст. 3 Федерального закона от29.07.98 №135-ФЗ «Обоценочной деятельности», далее — Закон № 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость по своей сути очень приближена к рыночной. Однако зачастую кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его реальную рыночную цену. Основной причиной таких расхождений является невозможность определения кадастровой стоимости каждого конкретного участка при массовой государственной оценке (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В то же время рыночная стоимость рассчитывается индивидуально для конкретного объекта (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» , утвержденного приказом Минэкономразвития России от22.10.10 №508).

Кроме того, при определении кадастровой стоимости заказчиком работ является, как правило, исполнительный орган власти субъекта РФ. При этом оценка производится не реже одного раза в течение пяти лет с момента проведения последней госоценки (ст. 24.12 Закона №135-ФЗ). Получается, что компания вынуждена уплачивать земельный налог исходя из стоимости, существенно превышающей рыночную. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в территориальной комиссии по рассмотрению споров о результатах ее определения (абз. 1 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). При оспаривании кадастровой стоимости организация может ссылаться на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ):

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона № 135ФЗ юридические лица могут оспорить результаты государственной оценки в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. На основании этой нормы можно сделать вывод, что снизить кадастровую стоимость участка на основании решения суда может не только собственник, но и арендатор земли. Это позволит ему уменьшить арендную плату за пользование участком. Но только в том случае, если кадастровая стоимость является базой для расчета арендных платежей.

Аналогичного мнения придерживаются и судьи. К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от09.06.12 №Ф09-3272/12 указано, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки с наличием исключительно права собственности на объект. Наличие права аренды на земельный участок, плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного законом права на пересмотр этой стоимости. И, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов (ст. 6 Закона №135-ФЗ).

В то же время некоторые арбитражные суды отказывают в удовлетворении подобных исков арендаторов (в частности, решения Арбитражного суда г. Москвы от21.01.14 №А40-96560/13, от25.10.13 №А40-59687/2013, от27.12.13 №А40-104707/2013). Поскольку считают, что независимая оценка может быть проведена только в отношении объектов, принадлежащих компании на праве собственности.

Для юрлиц предусмотрен досудебный порядок обжалования размера кадастровой стоимости

Конечно, для того, чтобы оценить экономический эффект от уменьшения кадастровой стоимости, необходимо сравнить налоговую экономию, полученную вследствие ее снижения, с суммой затрат, связанных с оспариванием в арбитражном суде. Если экономический эффект от снижения кадастровой стоимости очевиден, то компании можно приступить непосредственно к ее оспариванию. Для юридических лиц предусмотрен досудебный порядок обжалования, который является обязательным и предполагает обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В настоящее время указанные комиссии функционируют во многих регионах России.

Перечень территориальных комиссий и информацию об их работе можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru — Кадастровая оценка — Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости — Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости). Порядок создания и работы территориальных комиссий зафиксирован в приказе Минэкономразвития России от04.05.12 №263.

Для обращения в территориальную комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К заявлению нужно приложить следующие документы (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ)*:

Читайте так же:  День комиссии в табеле

* Подробнее об этом читайте в статье «Заявление опересмотре кадастровой стоимости поможет снизить земельный налог» в «ПНП» № 3, 2014.

  • справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
  • отчет оценщика об установлении рыночной стоимости объекта, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом СРО, членом которой является оценщик.

Самым длительным на практике оказывается получение отчета независимого оценщика и положительного заключения эксперта СРО. Как правило, на это уходит не менее трех-четырех недель.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Как правило, рассмотрение споров проходит «по шаблону». То есть если представлен полный пакет документов (отчет об оценке, положительное экспертное заключение), то суды удовлетворяют требования компаний (например, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от12.12.13 №А53-35595/2012, Уральского от06.06.14 №Ф09-2904/14, Восточно-Сибирского от13.08.13 №А33-15595/2012 округов). Отметим, что рассмотрение исков в арбитражном суде занимает не менее полугода. Кроме того, с середины 2014 года полномочия по рассмотрению кадастровых споров перешли от арбитражных судов к судам общей юрисдикции. Поэтому новая практика только начинает формироваться.

Что же касается физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, то досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости для них не предусмотрен (абз. 3 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). То есть предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Поэтому можно сразу подавать исковое заявление в суд. Правда, отчет оценщика и экспертное заключение СРО все равно придется заказывать.

Самая распространенная причина отказа в снижении стоимости — отсутствие экспертного заключения

Конечно, в процессе оспаривания кадастровой стоимости можно столкнуться с рядом подводных камней, на которые следует обратить внимание. Практика показывает, что основные причины отказа со стороны комиссий в удовлетворении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости следующие:

  • экспертное заключение не соответствует требованиям Закона №135-ФЗ или Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от20.07.07 №256;
  • вместо кадастрового паспорта представлена выписка из государственного кадастра недвижимости;
  • отсутствует положительное экспертное заключение СРО, членом которой является оценщик, выполнивший отчет;
  • дата оценки в отчете независимого оценщика об определении рыночной стоимости не соответствует дате установления кадастровой стоимости;
  • экспертное заключение не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от04.07.11 №328.

Для успешного оспаривания размера кадастровой стоимости в суде необходимо тщательно относиться к подготовке всех необходимых документов. Поскольку любое отступление от требований к оформлению документов (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ) предоставляет комиссии возможность отклонить заявление компании. В частности, если к заявлению будут приложены отчет оценщика или экспертное заключение в электронном виде, но без электронной подписи.

Зачастую участники территориальной комиссии оспаривают сами расчеты или применяемые в отчетах оценщиков подходы, выполняя тем самым немного не свойственную им функцию. Как правило, такие претензии являются следствием не совсем добросовестных действий оценщика, который занижает рыночную стоимость в отчетах.

Примечательно, что самой распространенной причиной отказа судов в снижении кадастровой стоимости является отсутствие положительного экспертного заключения СРО оценщиков. Такой вывод можно сделать из множества судебных решений (например, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от04.06.14 №А12-18919/2013, Уральского от09.12.13 №Ф09-12774/13 , от06.08.13 №Ф09-11230/12, от09.08.13 №Ф09-6243/13, Волго-Вятского от08.10.12 №А29-9636/2010 округов).

Отметим также, что зачастую, если рыночная стоимость участка существенно отличается от его кадастровой стоимости, то и комиссии, и суды отказывают компаниям в снижении кадастровой стоимости (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от26.07.13 №Ф09-6527/13).

Как рассчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость земельного участка изменяется по решению суда или комиссии по рассмотрению споров, то измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором было подано заявление о ее пересмотре. Такой порядок следует из положений абзаца 5 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от29.09.14 №03-05-РЗ/48574.

К примеру, в декабре 2014 года общество обратилось в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости участка. При этом кадастровая стоимость была введена в действие 1 января 2013 года. Решение суда вступило в силу в апреле 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за предыдущие налоговые периоды не нужно.

Такой подход разделяют и судьи. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от07.05.14 №А65-3769/2013 указано, что в случае установления арбитражным судом кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной перерасчет сумм земельного налога ретроспективно не осуществляется. Новая кадастровая стоимость не распространяется на более ранние периоды. Аналогичные выводы содержатся во множестве других подобных споров (например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.14 №Ф09-14604/13).

Земельный налог по независимой оценке на уменьшение для юрлиц

Земельный налог: как не платить по завышенной кадастровой стоимости участка (Галенко В

— 22 500 руб. — начислен авансовый платеж по за I квартал 2015 г.

(18 000 000 x 1,5% : 4 x 1/3); — 22 500 руб.

— уплачен авансовый платеж по. За I квартал авансовый платеж по земельному налогу составил 22 500 руб. (18 000 000 x 1,5% : 4 x 1/3) — в расчете участвовал только один месяц — март.

За II квартал авансовый платеж составил 67 500 руб. (18 000 000 x 1,5% : 4). За III квартал исходя из новой кадастровой стоимости, установленной судом, авансовый платеж составит 41 250 руб. (11 000 000 руб. x 1,5% : 4).

В то же время за I и II кварталы переплачены следующие суммы, соответственно:

Что такое земельный налог с юридических лиц в 2014 году?

Налоговая база – это стоимостная характеристика земли.

Для этого налога – это кадастровая стоимость участка, определённая в соответствии с законодательством субъекта федерации. Кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 390 НК РФ определяется на 01 января каждого года.

Узнать эту стоимость можно на официальном сайте субъекта федерации или же на сайте ФНС субъекта. Здесь же можно воспользоваться калькулятором по земельному налогу для юридических лиц 2014.

Читайте так же:  Поменять стиральную машину которой не пользовались

Рассчитывается налог для юридических лиц в 2014 году по кадастровой стоимости участка на 01 января текущего налогового периода.

Земельный налог для юридических лиц

Для того, чтобы вычислить сумму налога, которую подлежит уплатить Вашей организации, Вам потребуется два показателя — кадастровая стоимость земли и ставка налога, утвержденная для категории, к которой относится участок: где КадастрСт – имущества по кадастру, Ст – налоговая ставка, применяемая к данной категории земли. Показатель кадастровой стоимость земельного надела, находящегося в собственности Вашей организации, Вы можете узнать любым удобным для Вас способом: При расчете бухгалтер «Фараона» осуществил следующие действия:

  1. бухгалтер определил кадастровую земли в собственности «Фараона»

Налоговые последствия снижения кадастровой стоимости

Судебная практика по перерасчету земельного налога.

[2]

У многих налогоплательщиков возникает вопрос по определению налоговой базы налога в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный, как правило, в 2 — 5 раз превышающий прежний размер.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость участков, представляли уточненные декларации по налогу за прошлые налоговые периоды.

При этом налогоплательщики руководствовались многочисленными разъяснениями Минфина России (например: письма от 19.12.2012 № 03-05-05-02/123, от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105 и другими).

Так, например если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012, то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Таким образом, судами был полностью поддержан расчет налогоплательщика исходя из применяемых коэффициентов к расчету земельного налога в зависимости от даты вступления решения суда в силу.

Пример. Налогоплательщик в марте 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2019 г.

В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного за 2015 г., т.е.

Оспариваем кадастровую стоимость недвижимости для уменьшения налога

Налоговый Кодекс РФ в последние годы постоянно подвергается реформированию, в него вносятся поправки, иногда весьма существенные. Одна из них касается налогообложения имущества организаций, а также земельного налога: в соответствии с новой редакцией закона, с начала 2015 года налоговая база будет вычисляться во многих случаях не по остаточной, а по кадастровой стоимости активов.

Чтобы не платить чрезмерные налоги, которые в рамках государственной оценки могут стать в несколько раз большими, предпринимателю важно своевременно проанализировать установленную кадастровую стоимость своего недвижимого имущества, а в случае, если она необоснованно завышена, постараться привести ее в соответствие с реалиями, оспорив по законной процедуре.

Рассмотрим, как это сделать максимально эффективно и правильно.

Пионеры нового налога на недвижимость

Российская Федерация начала переходить на обновленный порядок расчета налогового сбора на недвижимость с 2015 года. С этого момента его начали применять 28 российских областей: в числе первых были: Московский регион, тверская, самарская, Рязанская и другие области. В 2016 году к ним присоединились Санкт-Петербург, Воронежская, Вологодская, Брянская область и другие регионы, общим числом 21. Ежегодно их количество растет, переход всей России на новую систему запланирован к 2020 году.

Новым способом – исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости – будет исчисляться налог на следующие объекты (п. 1 ст. 401 НК РФ):

  • жилые строения всех типов (дома, коттеджи, садовые домики и пр.);
  • отдельные помещения для жилья (комнаты, квартиры);
  • гаражи, места для стоянки машин;
  • комплексы;
  • незавершенные объекты стройки;
  • другие помещения, сооружения, здания.

Почему кадастровая стоимость чаще всего завышена

Законодательно государство имеет монополию на оценку основных средств, представляющих собой недвижимое имущество. Делается это Федеральной службой кадастра и картографии массово, единожды в пятилетку (в некоторых регионах раз в 2-3 года), причем за основу берется конъюнктура рынка и экономические характеристики объекта. И тот, и другой факторы могут быть непостоянными, противоречивыми, трактующимися неоднозначно. Многие моменты, например, территориальное расположение, близлежащая инфраструктура и др., существенно влияющие на фактическую стоимость, просто упускаются из виду. Поэтому в такой массовой оценке нередки ошибки в установлении реальной стоимости.

По понятным причинам неточности оценки чаще встречаются в сторону завышения, что удобнее для государства, но крайне невыгодно для предпринимателей-владельцев.

Самый беглый и поверхностный анализ соответствия кадастровой стоимости рыночным реалиям показывает превышение до 60%, а иногда встречается даже десятикратное и более завышение оценки.

Но собственник может не согласиться с установленной стоимостью и оспорить ее.

Для чего оспаривать кадастровую стоимость недвижимого имущества

Негативные отклики на неоправданно завышенную кадастровую стоимость объекта недвижимости очевидны:

  • значительное увеличение налоговой нагрузки: при действующем налоговом законодательстве это примерно 0,1% от кадастровой стоимости некоммерческий и 2% от стоимости коммерческой недвижимости;
  • серьезное повышение налога при реализации недвижимости: закон требует продавать такое имущество не дешевле 70% от его кадастровой стоимости, а это значит, что при продаже придется раскошелиться на крупный налоговый сбор, особенно это касается коммерческих объектов (для частной недвижимости действует система налоговых вычетов и льгот, так что можно немного сэкономить на НДФЛ);
  • при взятии в аренду или выкупе муниципальной или государственной недвижимости цена будет очень высокой – с 2018 года она будет равна кадастровой стоимости;
  • пропорциональное увеличение связанных с владением данным объектом недвижимости госпошлин, сборов;
  • большие суммы штрафов в случае административных нарушений, допущенных при пользовании объектом недвижимости.

Какова кадастровая стоимость вашей недвижимости?

Для того чтобы неожиданно высокий выставленный налог на землю и/или на имущество не стал неожиданностью, нужно своевременно получить информацию о его базе, то есть кадастровой оценке, с тем чтобы при необходимости успеть принять нужные меры. Как можно узнать вожделенную цифру?

  1. Кадастровый паспорт. Если владелец недавно (менее 5 лет назад) получал на руки этот документ, то стоимость объекта, указанная в нем, является актуальной.
  2. Справка из Кадастровой палаты. У любой организации и физического лица есть возможность обратиться за информацией в региональное отделение Федеральной службы кадастра и картографии, иначе называемой Кадастровой палатой, которая выдаст справку о стоимости объекта на текущий момент.
  3. Сайт Росреестра. На официальном сайте этого государственного органа в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости» можно онлайн узнать оценку любого земельного участка или здания в Российской Федерации.
Читайте так же:  Развод при наличии кредитов у мужа

Когда эффективнее оспорить кадастровую оценку

Ответ на этот вопрос – как можно скорее, то есть как только вы обнаружили, что она завышена. Налоги платятся ежегодно, а вопрос о пересмотре кадастровой стоимости решается не так быстро: сроки рассмотрения могут составить от 2 месяцев до полугода. Между тем расчет суммы налога производится по данным предыдущего года (п. 24.20. Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ»). То есть если вы не начали процедуру оспаривания до конца 2016 года, то весь 2017 год вам придется платить налог, исходя из завышенной налоговой базы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В вашем регионе еще продолжает действовать инвентаризационная оценка? Оспорить кадастровую, даже явно завышенную, пока нельзя: ведь права налогоплательщика пока не были затронуты.

Законные основания для признания оценки неправомерной

Существует всего 2 основания, позволяющие пересмотреть правомерность установленной стоимости недвижимости по кадастру.

  1. Информация об оцениваемом объекте, повлиявшая на оценку, оказалась недостоверной. Сведениями, влияющими на оценку, могут быть:
    • ошибки в перечне объектов для оценки;
    • неточность указания места расположения;
    • неверно указанное целевое назначение;
    • упущена аварийность в состоянии объекта оценки;
    • не отмечено, что недвижимость расположена в особой территориальной зоне, например, санитарной, охраняемой, заповедной и т.п.;
    • допущены неточности в первичных данных при расчете стоимости;
    • другие моменты.

Проверить, какие данные использовались при расчете, и констатировать их правильность или неправильность можно, сделав запрос в Росреестр о заказчике кадастровой оценки, а далее у него самого. Ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязывает их давать ответ на такие запросы в недельный срок.

  • Совпадение дат установления рыночной и кадастровой цены. Рыночная цена постоянно меняется, а кадастровая, раз установленная остается неизменной на протяжении всего времени действия оценки (5 лет или 2-3 года). Если кадастровая стоимость больше рыночной, нужно сравнивать ее не с реальной ситуацией на рынке на текущий момент, а на тот, когда проводилась оценка. То есть, если кадастровая стоимость установлена, а затем недвижимость резко потеряла в цене, это не станет правомерным основанием для признания кадастровой стоимости недействительной.
  • Куда и кому обращаться для оспаривания

    И для юридических, и для физических лиц действуют два органа для осуществления процедуры законодательного снижения установленной ранее кадастровой стоимости:

    До 2017 года юрлица сначала должны были обращаться исключительно в первую инстанцию, граждане могли сразу действовать через суд. Поправки в законодательстве с начала 2017 года дали такое же право и организациям. Подавать такое заявление имеют право:

    • владельцы объекта недвижимости на правах собственности (физлица или юрлица);
    • те, кого в налоговом смысле затрагивает оценка недвижимости (например, бывший собственник, еще продолжающий уплачивать налог);
    • любой участник собственности, если недвижимость находится во владении на паях (согласование с другими владельцами не требуется);
    • арендатор, если оценка влияет на арендную плату, что отражено в договоре аренды, а собственник не возражает против оспаривания оценки.

    Пошаговая инструкция для оспаривания завышенной кадастровой стоимости

    С 2017 года Росреестр необязательный этап рассмотрения дела, можно сразу же направлять заявление в суд.

    Шаг 1 – проверка сроков. Подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию Росреестра можно в ограниченный временной промежуток – от даты опубликования установленной кадастровой стоимости должно пройти не более 5 лет (а в некоторых регионах 2-3 года).

    Шаг 2 – сбор пакета документов. Кроме заявления, в комиссии, как и в суде, нужно будет предъявить следующие бумаги:

    • справку о кадастровой стоимости, актуальной на текущий момент (именно эта цифра будет оспариваться);
    • документ на право собственности, заверенный нотариально;
    • доказательства неточности произведенной оценки (все возможные подтверждения ее несоответствия рыночной цене, например, техническая документация, территориальные сведения и др.);
    • отчет об альтернативной оценке, подготовленный независимым специалистом, который в обязательном порядке принадлежит к саморегулируемой компании оценщиков;
    • заключение о соответствии произведенной экспертной оценки законодательным требованиям (дает СРО, производившая переоценку).

    ВНИМАНИЕ! При отсутствии или несоответствии документов требованиям заявление на пересмотр кадастровой оценки не будет принято.

    Шаг 3 – рассмотрение заявления. Время ожидания решения комиссии Росреестра зависит от субъекта РФ, где рассматривается обращение. Обычно составляет от 7 до 14 дней.

    Шаг 4 – удовлетворение или оспаривание решения комиссии. Если вынесено положительное решение, кадастровая стоимость будет пересмотрена с 1 января того года, в который было подано оспаривающее заявление. В случае отказа нужно будет обращаться в суд.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Шаг 5 – судебное разбирательство. Если дело рассматривается в судебном порядке, сроки могут быть различными, часто до нескольких месяцев. Гарантии положительного исхода никто не даст, но практика показывает, что шансы снизить кадастровую стоимость достаточно велики.

    Источники


    1. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

    2. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

    3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
    4. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
    Земельный налог по независимой оценке на уменьшение для юрлиц
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here