Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке

Важная и полезная информация в статье: "Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

[2]

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Как проходят встречные налоговые проверки

    В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

    Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

    Цели проведения встречной проверки

    Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

    Мероприятие проводится также в случаях, если:

    • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
    • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
    • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
    • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

    Целью проводимой процедуры является:

    • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
    • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
    • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.
    Читайте так же:  Как написать заявление по менять смартфон

    К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

    Процедура проведения встречной проверки

    В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

    При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

    Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

    Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

    Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

    Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

    Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

    Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

    Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

    К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

    Нормативная база для выполнения встречной проверки

    Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

    Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

    Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

    Документы, запрашиваемые при встречной проверке

    Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

    Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

    • компания использовала льготу по налогу;
    • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
    • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
    • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

    Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

    К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

    Пояснительная записка по встречной проверке

    Здравствуйте, нужно написать пояснительную записку по встречной проверке в налоговую. Они проверяют нашего контрагента и просят нас предоставить им документы за 2 года. Что будет, если мы проигнорируем их требование?? ?? Там столько документов делать, сейчас вообще нет времени этим заниматься :((

    Здравствуйте, заниматься придется, и я вам все-таки советую на это найти время. Потому что это в ваших же интересах. Отказ от предоставления сведений может повлечь налоговые доначисления и санкции, которые в дальнейшем придется обжаловать вашей компании, а это дополнительные материальные и временные затраты. Оно вам надо?

    В п. 6 ст.93.1 НК РФ сказано, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

    А по поводу пояснительной записки в налоговую, напишите примерно так: В ответ на запрос №. от. сообщаем, что с Поставщиком/Покупателем ООО «Ландыш» имеются договорные отношения на поставку того-то, Договор №. от.
    За . годы оборот составил столько то . руб. коп. Задолженности по оплате поставок не имеется. Сотрудничество имеет долговременный характер.
    Договор с ООО «Ландыш» заключался с учетом соблюдения должной осмотрительности при выборе Поставщиков/Покупателей. Были запрошенны и получены следующие документы: и перечислите, что запрашивали устав и др. документы.
    Рекомендую при отсутствии конкретных вопросов в требовании особо ничего не расписывать, написать только общую информацию, кратко и лаконично.

    Согласна с valentina123. Игнорировать требования налоговой я бы не стала. И это не просто спасет вас от штрафа, но и не испортит отношений с налоговой. У меня многолетний опыт общения с ними.И, мне кажется, что они ставят какую-то черную метку у себя в программе, напротив организаций, которые с ними вступают в конфликт. Ведь достаточно один раз себя повести неправильно, и не тебя с подозрением смотрят во всем здании. Хотя, может быть мне это только кажется, доказательств у меня нет.

    Что касается отказа в предоставлении документов по встречной проверке, то статья была подробная чем это грозит. Почитайте: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/kakoj_shtraf_za_nepredostavlenie_dokumentov_po_vstrechnoj_proverke/

    Читайте так же:  Кассовый аппарат материал или основное средство

    Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

    Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку у контрагента (поставщика) Общества.
    Налоговый орган в рамках встречной проверки, обосновывая требование о проведении выездной налоговой проверки у Организации, запросил копии документов по взаимоотношениям с данным контрагентом, поставившим в адрес Общества товар.
    Обществом получено из налогового органа требование о представлении документов и информации со ссылкой на статьи 93, 93.1 НК РФ. Обществом не заявлены какие-либо налоговые льготы или требование возврата (зачета) средств из бюджета. Общество не является участником регионального инвестиционного проекта.
    Обязано ли Общество сообщать налоговому органу информацию о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    В рассматриваемой ситуации Обществу целесообразно представить налоговому органу документы и информацию, относящие к его взаимоотношениям с проверяемым контрагентом (поставщиком).
    Требования налогового органа, касающиеся представления информации о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве, представляются необоснованными. Однако это не исключает возможности для Организации представить налоговому органу все затребованные документы и информацию в добровольном порядке, для исключения риска внеочередной выездной налоговой проверки и других последствий. В любом случае отказ от представления каких-либо документов, скорее всего, придется отстаивать в суде.

    К сведению:
    Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    — Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
    — Энциклопедия решений. Требование налогового органа о представлении документов (информации);
    — Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    [3]

    2 августа 2018 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)

    Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)

    Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен статьей 93.1 НК РФ.

    В отношении истребования документов и сведений у третьих лиц нередко используется термин «встречная проверка». В НК РФ такое понятие в настоящее время отсутствует. До 1 января 2007 г. понятие встречной проверки было закреплено абз. 2 ст. 87 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ вместо данной нормы была введена новая ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках». Однако этот привычный для всех термин используется и в настоящее время.

    Истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), налоговый орган вправе только в ходе проведения налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

    При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, только сведения за проверяемый период, перечень которых определен п. 1.1 ст. 93.1 НК РФ.

    Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами», ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика (письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 12).

    Кроме того суды подтверждают правомерность истребования документов (информации) у последующих организаций по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой (у контрагентов второго, третьего и последующего звена), указывая, что положения ст. ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат такого запрета и оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-658/16 (определением ВС РФ от 31.05.2016 N 304-КГ16-7359 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Московского округа от 07.10.2014 N Ф05-9674/14 (определением ВС РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-728 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ)).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем также не ограничен.

    Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.

    Информация о налогоплательщике включает, в частности, информацию о наименовании налогоплательщика, месте нахождения, ИНН, КПП, руководителе организации, уполномоченных представителях, о деятельности налогоплательщика, его статусе.

    Информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).

    НК РФ не установлены ограничения количества требований о представлении документов (информации), которые могут быть направлены налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-02-08/74563).

    Читайте так же:  Хочу заплатить кредит после суда

    Кроме того, указание в норме п. 2 ст. 93.1 НК РФ на возможность получения документов (информации) относительно конкретной сделки не может быть истолковано как получение документов (информации) только относительно одной сделки. Полномочия инспекции в части объема информации и количества сделок, по которым возможно истребование документов (сведений), этой нормой не ограничены. К такому выводу в последнее время приходят суды, признавая законным истребование документов (информации) по нескольким различным сделкам в одном требовании (см. постановления АС Дальневосточного округа от 28.10.2014 N Ф03-4735/14, АС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2015 N Ф02-1857/15, Второго ААС от 05.04.2016 N 02АП-1203/16, Седьмого ААС от 05.09.2014 N 07АП-7539/14).

    При этом в силу прямой нормы п. п. 2 и 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать документы , представленные ранее в ходе камеральных и выездных проверок, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Исключение составляют случаи, поименованные в п. 5 ст. 93 НК РФ. Такое ограничение действует в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

    Процедура истребования документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее — Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] Кроме того, в своей работе налоговые органы руководствуются Рекомендациями по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, направленными письмом ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]

    Налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, производит истребование документов и информации у контрагентов проверяемого лица (иных лиц) не самостоятельно, а через налоговый орган, в котором этот контрагент (иное лицо) состоит на налоговом учете.

    Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

    В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

    В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту (иному лицу) в том же порядке, что и проверяемому налогоплательщику (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и п. п. 3-4 Порядка).

    Таким образом, лицо, у которого истребуются эти документы, получает информацию, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов, а также сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, из требования о представлении документов.

    Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

    Если контрагент проверяемого налогоплательщика (иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика), состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля, то необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. В таком случае требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту самим налоговым органом, проводящим мероприятия налогового контроля (п. 5 Порядка, письма Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/[email protected]).

    Исполнить требование о представлении документов (информации) о контрагенте налогоплательщик обязан в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией). По ходатайству налогоплательщика этот срок может быть продлен налоговым органом в случае невозможности исполнения требования в установленный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

    Возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в налоговый орган истребуемых документов, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).

    Налоговая ответственность за непредставление документов и информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в настоящее время разграничена (п. 6 ст. 93.1 НК РФ):

    — отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ;

    — неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ*(2).

    Такой же порядок истребования документов (информации) применяется налоговыми органами при необходимости получения:

    — документов (информации), касающихся участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 93.1 НК РФ), в том числе при проведении камеральных и выездных проверок (п. 11. ст. 88, ст. 89.1 НК РФ).

    — у участников контролируемых сделок документов (информации), касающихся сделок, проверяемых ФНС России в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 7 ст. 105.17 НК РФ).

    *(1) Ранее вне рамок проведения налоговых проверок налоговые органы были вправе истребовать только информацию относительно конкретной сделки. Право истребовать в этом случае не только информацию, но и документы предоставлено налоговым органам с 30 июля 2013 года изменениями, внесенными в п. 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

    *(2) До 1 января 2014 года ответственность наступала только по ст. 129.1 НК РФ за отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

    Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке

    Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке

    Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

    (если найдутся расхождения с документами контрагента). Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять «объяснительные» письма в налоговую, – написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании. Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить «встречку».

    Во-первых, никогда не отправляйте документы без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

    В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.)

    Налоговые проверки

    Кстати, по мнению налоговиков и арбитров, действующее законодательство не содержит запрета на проведение выездных проверок налоговых периодов текущего календарного года. Судьи считают, что ст. 89 НК РФ установлены только давностные ограничения периода, который может быть охвачен проверкой и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

    Маленькие секреты встречных проверок

    Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

    1. просто представить документы по этой сделке.
    2. написать письмо, описав условия сделки;
    Читайте так же:  Обязательна ли очная ставка

    Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

    г. Уфа, пер. Российский, д. 66б ИНН 0276603129/ КПП 027601001 СИТУАЦИЯ 2.

    В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента СИТУАЦИЯ 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования СИТУАЦИЯ 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить, «подсунув» в требование те документы, которых не было в поручении на встречную проверку.

    Ответ на требование встречной проверки

    К сожалению, продлить срок или нет, решают налоговики. Это их право. Отметим, что наиболее весомым аргументом в пользу продления срока на практике являются большое количество документов, отсутствие (отпуск, командировка, болезнь) руководителя и главного бухгалтера.

    Работнику по соглашению сторон предоставлен отпуск с понедельника. Можно ли отменить приказ о предоставлении отпуска? просьба прислать док-ты по объему раскрытия информации непубличным акционерным обществом в сети интернет число акционеров АО — 2 юр лица.

    Порядок проведения встречной налоговой проверки в 2019 году

    Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

    Статья номер 87 НК РФ гласит, что если у налогового органа возникают вопросы, связанные с деятельностью организаций, то они вправе назначить встречную проверку. Самостоятельной она не является, может назначаться только в соответствии с камеральной проверкой.

    Налоговым Кодексом и Конституцией встречная проверка не устанавливается, она является независимой.

    Особенности проведения встречной налоговой проверки

    Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136. Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

    Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

    Универсальный совет налогоплательщику дать сложно.

    — Должен ли налогоплательщик исполнять требование, если основанием его направления явилось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы затрагивают другое (третье) лицо? При этом конкретная сделка в требовании не указана.

    Может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы посвящены другому лицу, в том числе лицу, которому адресовано требование.

    Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

    Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ). Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

    Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

    Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять «объяснительные» письма в налоговую, – написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

    Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

    Департамент общего аудита по вопросу ответственности по встречной проверке

    2 ст. 126 НК РФ, поскольку заявитель в своем письме от 28.05.2008 г.

    выразил прямой отказ от предоставления истребуемых документов.

    Таким образом, деяние обществом было правильно квалифицировано инспекцией по п. 2 ст. 126 НК РФ». Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621-11: «В установленный срок (пять дней с момента получения требования) требование налогового органа о представлении документов обществом исполнено не было. Таким образом, в действиях общества присутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель в своем письме выразил прямой отказ от предоставления истребуемых документов.

    Вправе ли налоговый орган требовать предоставление организацией документов по контрагенту, в отношении которого проводится выездная проверка, если эти документы ранее предоставлялись при проведении камеральной проверки контрагента?

    Требование налогового органа правомерно. Во-первых, отметим, что понятие «встречная проверка» упоминалось до 2007 г. в абз. 2 ст. 87 НК РФ, но многие налогоплательщики продолжают использовать этот привычный термин до настоящего времени, хотя на смену одному абзацу ст. 87 НК РФ пришла целая ст. 93.1 НК РФ. Во-вторых, добавим, что камеральная проверка и выездная налоговая проверка – это два вида разных проверок. Камеральные проводятся по налоговым декларациям (расчетам) и другим документам, как представленным налогоплательщиком, так и имеющимся у налоговиков. Такие проверки призваны свое­временно выявить ошибки в отчетности и дать возможность ­налоговикам ­оперативно отреагировать на обнаруженные нарушения.

    Выездные проверки ориентированы на выявление нарушений, которые не всегда можно обнаружить в рамках «камералки». Правомерность проведения налоговиками выездной проверки после камеральной не только у юридических, но даже у физических лиц подтвердил ­Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 № 441-О-О.

    На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налоговой инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика ­сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

    [1]

    Налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В течение пяти дней со дня получения поручения инспекция по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет ему требование об их представлении. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовани. Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

    На основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не ­располагает истребуемыми документами (информацией).

    В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены ­вследствие непреодолимой силы.

    Как видим, из буквального прочтения процитированного п. 5 ст. 93 НК РФ следует, что установленный им запрет на повторное истребование документов касается только документов, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговые органы при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, и не распространяется на случаи, когда истребуемые документы представлялись ранее в налоговый орган вне рамок проведения камеральных или выездных налоговых проверок, в частности, по требованию, направленному контрагенту или иному лицу, располагающему документами о ­деятельности ­проверяемого налогоплательщика, на основании ст. 93.1 НК РФ.

    Читайте так же:  Примеры заявлений об уменьшении алиментов

    Таким образом, в случае повторного истребования документов в рамках так называемой «встречной проверки» налогоплательщик обязан исполнить требование налогового органа, в противном случае он может быть привлечен к соответствующим мерам налоговой ответственности.

    В подтверждение данного вывода можно сослаться на арбитражную практику.

    В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 по делу № А05-4408/2011 судьи не поддержали предпринимателя, пытавшегося оспорить процедурные нарушения, допущенные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, в частности, повторное истребование журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета. Судьи пришли к выводу, что ИНФС не вправе истребовать только документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых ­проверок данного проверяемого лица, а не при снятии ККМ с учета.

    Вместе с тем абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ установлено, что истребуемые налоговым органом документы представляются лицом, получившим требование о представлении документов (информации), с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.

    На основании данной нормы некоторые эксперты делают вывод, что ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ, применимо и к ст. 93.1 НК РФ. В подтверждение такой точки зрения обычно ­приводится письмо ­Минфина России от 26.08.2013 № 03-02-07/1/35025.

    Однако, на наш взгляд, указанное письмо о позиции Минфина России в пользу налогоплательщика явно не свидетельствует. В данном ­письме специалистам финансового ведомства был задан вопрос: «Время от времени Общество получает требования о предоставлении документов, выставленных на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов Общества (встречные проверки). Вправе ли Общество не предоставлять документы в ответ на такое требование, если они были предоставлены Обществом ранее в рамках иного мероприятия налогового контроля, проведенного тем же налоговым органом?»

    Минфин России начал ответ на данный вопрос с фразы о том, что ему не ясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы. Далее идут цитаты упомянутых нами выше абз. 3 п. 5 ст. 93.1 и п. 5 ст. 93 НК РФ. А затем делается вывод: «Полагаем, что указанное ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со статьей 93.1 Кодекса ­документов в отношении контрагентов организации».

    Таким образом, мы видим, что с учетом сделанной Минфином России оговорки о том, что ему не понятно, в рамках каких мероприятий были ранее затребованы документы, рассматриваемое письмо, по сути, подтверждает только тот факт, что повторно, в том числе согласно ст. 93.1 НК РФ, нельзя запрашивать документы в том случае, если у налогоплательщика они уже были запрошены ранее в рамках проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля (встречной или выездной проверки). Выводов о том, что такое ограничение существует и в случае первоначального представления документов в рамках ­«встречной» ­проверки, указанное письмо не содержит.

    Кроме того, некоторые налогоплательщики оперируют к постановлению Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11, в решении по рассматриваемому вопросу 1 которого судьи указали, что налогоплательщики и иные лица, у которых истребуются документы и информация по ст. 93 и 93.1 НК РФ, вправе оценивать законность полученного от налоговых органов требования о представлении документов на предмет относимости к проводимым мероприятиям налогового контроля и отказывать в их представлении в порядке подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ в случае явной и безусловной неотносимости документов.

    Вопрос относимости документов рассматривался в вопросе 2 указанного решения. При этом отметим, что в отношении второго вопроса Президиум ВАС РФ не указывал в постановлении, что налоговые органы не вправе запрашивать у иных лиц, не имеющих непосредственно с проверяемым налогоплательщиком прямых хозяйственных взаимо­отношений (контрагентов первого контрагента проверяемого налогоплательщика) документы и информацию по сделкам между ними и другими лицами, относящиеся через цепочку контрагентов к хозяйственным операциям налогоплательщика. Данный вывод впоследствии подтвердили также судьи Девятого арбитражного суда в постановлении от 04.06.2014 № ­09АП-17346/14 по делу № А40-172004/13.

    Итак, мы полагаем, что в рассматриваемом случае требования налогового органа правомерны. Однако если с нашей позицией налогоплательщик не согласен и придерживается противоположного мнения, то с ­целью ­обеспечения своих прав он может поступить следующим ­образом:

    • в ответ на требование о представлении документов отправить налоговому органу письменное пояснение о том, что ранее эти истребуемые документы уже были представлены им в 2012 г. К таким документам необходимо приложить копии ранее направленного требования и описи предоставленных по нему документов. Также можно приложить рассмотренное нами письмо Минфина России от 26.08.2013 № ­03-02-07/1/35025 (возможно, инспектор будет трактовать выводы, сделанные в данном письме, иначе);
    • в случае несогласия налогового органа с позицией налогоплательщика он также может обратиться в вышестоящий налоговый орган с аналогичным комплектом документов и с просьбой дать заключение о соответствии полученного требования о представлении истребованных ранее документов нормам НК РФ либо обжаловать действия ­налогового органа в судебном порядке.

    Если организация рассматривает возможность отказа от повторного представления документов, ей следует проанализировать возможные риски, так как на основании п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ­ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

    Обращаем внимание, что п. 6 ст. 93.1 НК РФ не содержит запрета на привлечение лица к ответственности одновременно по каждой из ­указанных статей.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Кроме того, должностные лица организации за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

    Источники


    1. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

    2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

    3. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
    4. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
    Список аффилированных лиц в требовании налоговой по встречной проверке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here