Раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом оружия

Важная и полезная информация в статье: "Раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом оружия". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Предупреждение преступлений связанных, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов

В настоящее время прослеживается слишком лояльный подход судов к назначению наказания за убийства. Так при максимальной санкции за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ч. 3 УК РФ) 8 лет лишения свободы – реальное наказание, назначаемое судам не превышает 5,5 лет лишения свободы, при этом 70% наказаний назначено условно. Поэтому следует признать, что суды не в полной мере адекватно учитывают общественную опасность совершаемых преступлений. Подобная практика назначения наказания, мой взгляд, ведет к тому, что закон отчасти теряет свою эффективность, так как применяется не в том объеме, который определен его содержанием. Необходимость отказаться от либерального подхода к назначению наказания за убийства, что, несомненно, скажется на совершенствовании правоприменительной практики и профилактике незаконного оборота оружия.

Важнейшей мерой в профилактике незаконного оборота оружия выступает необходимость ужесточения контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации, сущность которого должна заключаться в интенсивном разоружении преступности и преступников. Данные мероприятия возможны при создании на уровне субъектов РФ препятствий к легализации деятельности конкретных преступных групп в сфере незаконного оборота оружия, вытеснении легализованных преступных групп из оружейного бизнеса, а также криминальных методов регулирования общественных отношений.[9]

Особое значение в общекриминологической профилактике преступности, связанной с незаконным оборотом оружия уделено субъектам профилактики. Субъекты предупреждения рассматриваемых преступлений различны по своему правовому положению и назначению, однако элементом, объединяющим их в единую систему, является объект воздействия – преступления в сфере незаконного оборота оружия.

Компетенция данных субъектов, формы и методы их работы позволяют классифицировать деятельность по предупреждению незаконного оборота оружия в зависимости от ее направлений.

Пограничный и таможенный контроль. Данное направление в системе предупреждения незаконного оборота оружия осуществляется двумя государственными военизированными организациями – Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации.

Одной из целей таможенной политики Российской Федерации является содействие обеспечению государственной безопасности страны путем вскрытия и пресечения незаконного оборота оружия. Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды осуществляют таможни и таможенные посты.

Таможня – государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех экспортируемых и импортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов. В зависимости от географического расположения таможни подразделяются на пограничные, создающиеся на таможенной границе, и внутренние, создающиеся в глубине страны. Таможенный пост – подразделение таможни, удаленное от ее администрации, уполномоченная в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль, деятельность которого распространяется на один – два района области (края), объекты транспорта.

Таможенные посты, как правило, создаются вдоль государственной границы в пунктах перехода. Незаконно провозимое оружие обнаруживается и изымается в процессе таможенного контроля, то есть совершения необходимых действий, направленных на соблюдение установленных законов и правил, регулирующих порядок ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст. 180 Таможенного Кодекса РФ таможенный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра (товаров, транспортных средств, личного досмотра), учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц и других действий.

Для контрабанды оружия применяются самые изощренные способы: оружие переправляется в специальных тайниках, в тушах скота, бензобаках автомобилей, под прикрытием крупных партий одежды, продовольственных товаров и т.д.

Сверхприбыли, получаемые от контрабанды оружия, привлекают к этому виду преступного бизнеса представителей российских и зарубежных криминальных структур. На современном этапе проявляется тенденция к образованию транснациональных преступных организаций, специализирующихся на контрабанде оружия, которые предпринимают активные попытки проникновения в Россию, рассматриваемую ими как новый перспективный рынок незаконного оборота оружия.[10]

Органы внутренних дел являются основными субъектами профилактики преступности, в том числе и незаконного оборота оружия.

С этой целью органами внутренних дел Красноярского края совместно с другими правоохранительными, силовыми и контролирующими органами, другими организациями и учреждениями, осуществляется систематическая проверка мест производства, хранения и использования оружия юридическими и физическими лицами, проводится сверка оружия и боеприпасов, ведение учетной документации. По выявленным в результате проверок недостаткам в хранении оружия, комплектующих к оружию, боеприпасов, в ведении учетной документации, по нарушениям правил обращения с оружием и т.д., составляются предписания руководителю данного предприятия или организации с предложением конкретных мер по устранению недостатков.

Еще одним направлением является организация должного оперативного прикрытия объектов производства, хранения, реализации и использования оружия, в том числе подбор негласного аппарата с оперативными возможностями в данных объектах, а также в населенных пунктах, предприятиях и организациях, расположенных вблизи объектов, связанных с производством, хранением или использованием оружия, а также оперативное прикрытие вещевых рынков и других мест возможного сбыта оружия.

Третье направление деятельности — своевременное выявление и постановка на учет: лиц, в отношении которых имеются оперативные данные о занятии преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом оружия; лиц, склонных к совершению преступлений данного вида; лиц, уволенных из предприятий и учреждений (связанных с производством или реализацией оружия, хранением, транспортировкой, выбраковкой или его утилизацией), за утрату доверия или по другим компрометирующим их основаниям (связи с преступными элементами, должностные проступки); лиц, допустивших хищения и утраты оружия и боеприпасы из этих объектов. Для выявления таких лиц и осуществления наблюдения за образом их жизни и связями, активно используются негласные источники информации, имеющие межрегиональные связи и маршрутные возможности.

Также существует еще ряд предупредительно- профилактические мероприятия:

— разработка на основе правоприменительной практики предложений и проектов нормативно-правовых документов, направленных на совершенствование действующих и принятие новых, эффективных законов, регулирующих оборот оружия в стране, позволяющих правоохранительным органам усилить борьбу с незаконным оборотом оружия;

— проведение агитационных мероприятий (с использованием средств массовой информации: газетных и журнальных изданий, телевидения и радио, Интернет; выпуск и распространение специальных листовок и буклетов, рекламных щитов и баннерных растяжек) по активизации добровольной сдачи населением государству на возмездной основе незаконно хранящегося оружия и боеприпасов;

— проведение публичных акций по уничтожению арсеналов изъятого из незаконного оборота оружия и боеприпасов с широким освещением во всех средствах массовой информации;

Читайте так же:  Взятка с какой скммы начинается

— использование средств массовой информации для объективного отражения деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;

— проведение совместных с другими правоохранительными и контролирующими органами, с другими организациями и учреждениями, профилактических и специальных операций. Как показывает практика, широкомасштабные профилактические и специальные операции, в том числе по выявлению лиц, вовлеченных в незаконный оборот оружия и боеприпасов и изъятие у них данных предметов (операции «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Антикриминал», «Разоружение» и другие), дают положительные результаты.

Органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об оружии». Контроль за оборотом оружия и боеприпасов занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел, носит предупредительный характер и направлен на предотвращение использования оружия и боеприпасов в противоправных целях.

[3]

Лицензионно-разрешительная работа в области контроля за оборотом оружия осуществляется специализированными подразделениями органов внутренних дел.

Особое значение имеет контроль за использованием частными охранными предприятиями и службами безопасности служебного оружия. Использование служебного оружия на постах и маршрутах разрешается юридическим лицам с особыми уставными задачами, в том числе частным охранным предприятиям, а также службам безопасности только при условии наличия маршрутных листов, выдаваемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.

Кроме того, участие в деятельности по контролю за оборотом оружия принимают в соответствии с поставленными перед ними задачами и иные службы органов внутренних дел: участковые уполномоченные милиции, ГИБДД, сотрудники уголовного розыска и др.

Деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия можно условно разделить на два этапа: разрешительный этап и этап контроля.

Компетенция ОВД по выдаче лицензий и разрешений на служебное и гражданское оружие определена Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.[12]

[1]

Одним из главных условий выдачи лицензий и разрешений является возможность обеспечения сохранности оружия и боеприпасов, проверку его должны осуществлять сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.

Раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом оружия

Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Уголовное законодательство РФ предусматривает группу преступлений, предмет посягательства которых – оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Сюда относятся: 1) незаконные приобретение и оборот указанных объектов (ст. 222 УК); 2) незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК); 3) небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.

223 УК); 4) ненадлежащее исполнение обязанностей по охране названных объектов (ст. 225 УК) либо их хищение или вымогательство (ст. 226 УК). Взрывные устройства и взрывчатые вещества из гражданского оборота изъяты.

Запрещены пересылка оружия и его ношение гражданами во время массовых публичных мероприятий.

Хищение и незаконная торговля оружием – одно из направлений деятельности организованных преступных сообществ, наряду с торговлей наркотиками, «живым товаром», проституцией. Обобщенные данные, характеризующие рассматриваемую группу преступлений, позволяют определить и основные обстоятельства, подлежащие доказыванию: 1) По субъекту – лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста; при хищении названных объектов или их вымогательстве ответственность наступает с четырнадцати лет.

3) По объекту – предметом посягательства служат перечисленные объекты.

4) По объективной стороне – преступная деятельность заключается в незаконном изготовлении, переделке, ремонте и непосредственном обороте названных объектов или небрежном хранении оружия и иных названныхобъектов, повлекшем тяжкие последствия. Преступная группа – это антиобщественное объединение людей на основе совместной преступной деятельности, представляющее собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как единый особый субъект деятельности.

Преступные организации – это те же организованные группы, но с еще большей дисциплиной и координацией действий.

Для преступных организаций характерны сложная структура, наличие специальных блоков защиты и прикрытия. Выделяют двауровня организованной преступности: 1) Преступная организация с ограниченной сферой деятельности.

Раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом оружия

Структура дипломной работы определена кругом исследуемых проблем, её целями и задачами.

Правовой признак состоит в наличии особого правового режима оружия (отдельных его видов) в зависимости от того, является оно объектом разрешительной системы или нет.

Объект и предмет преступлений, связанный с незаконным оборотом оружия

В зависимости от целей использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам, оружие подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное; — перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие; — регламентирован порядок продажи и передачи его государственным военизированным организациям, контроля за оборотом оружия и т.

д. Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой и запирающий механизмы, без которых невозможно произвести выстрел. Взрывчатые вещества — химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. Взрывное устройство — промышленное или самодельное изделие, функционально объединяющее взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Газовое оружие — оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Холодное оружие — изготовленные промышленным или самодельным способом: 1) предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения; 2) предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека. Метательное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

Профилактика и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Ваш комментарий будет проверен модератором Ваш комментарий будет проверен модератором Ваш комментарий будет проверен модератором Версия 5.1.11 beta.

Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

Комментарий пользователя будет удален, если он: Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания. Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования. Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
Читайте так же:  Дела особого производства образец заявления по делу

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Конституция РФ // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

N 237; 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2012. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. М-2012. 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г., М-2012.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г., М-2012.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.декабря 1995 N 223-ФЗ. М-2012. 7. Уголовный процессуальный кодекс Российский Федерации от 18 декабря 2001 г., М-2012. 8. Кодекс об административный правонарушениях Российский Федерации от 30 декабря 2001 г., М-2012.

9. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». 10. Закон РФ от 11 марта 1992 г.

с изменениями и дополнениями на 20. 06. 2005 г.

Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия

223 УК РФ предметов. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.

Предупреждение преступлений связанных, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов

Автор: Пользователь скрыл имя В случаях предусмотренных ст.

26 Федерального закона «Об оружии», органы внутренних дел имеют право аннулировать соответствующие лицензии и разрешения, а в случаях предусмотренных ст.

Наиболее распространенной процессуальной формой предупредительной деятельности является внесение представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в порядке ст. 158 УПК. Деятельность прокуратуры по борьбе с незаконным оборотом оружия осуществляется по следующим направлениям:  надзор за исполнением законодательства за оборотом оружия;  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;  участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;  координация деятельности правоохранительных органов.

Кроме того, на прокуратуру возложена координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 2. Специально-криминологическая профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом оружия Выявление предполагает, прежде всего, определение антиобщественного характера лиц или криминогенной группы (организации), а также проведение мероприятий по их изучению и прогнозированию преступного поведения. В связи с этим наибольший интерес представляют: – лица, высказывающие угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожение имущества, похищение человека; – содержатели притонов для систематического потребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, временного ночлега лиц с криминальным прошлым, а также лица, посещающие данные притоны; – члены различных политических, национальных, иных формирований и неформальных организаций, которые в достижении определенных целей могут использовать оружие;

Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, патронов и боеприпасов

Совершались ли ранее кражи из сейфа (хранилища), кем, когда и какие меры по этому поводу принимались; · Другие обстоятельства, обусловленные конкретной обстановкой на месте происшествия; Наряду с выяснением сведений об обстоятельствах преступления и лицах, его совершающих, следователем выясняются особенности похищенного оружия, патронов и боеприпасов.

· Индивидуализирующие признаки: номер, маркировка, комплектность, упаковка и пр.; · Специфические свойства, обуславливающие особенности обращения с похищенным (особые условия хранения, перевозки; побочное воздействие на человека, животных окружающую среду; необходимость дополнительной сборки и технической обработки). Полученные сведения о происшедшем, вместе с другой информацией используются для ориентирования других служб и подразделений,

Курсовая работа по криминалистике Расследование незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой и иной цели и подачи сигналов. Взрывные устройства и взрывчатые вещества из гражданского оборота изъяты.

Запрещены пересылка оружия и его ношение гражданами во время массовых публичных мероприятий [5]. Хищение и незаконная торговля оружием — одно из направлений деятельности организованных преступных сообществ.

Это обстоятельство следует иметь в виду при выдвижении следственных версий.

Предупреждение преступлений связанных, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов

Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия и ежемесячно представлять в органы внутренних дел сведения о проданном гражданском и служебном оружии и патронах к нему.

В случаях предусмотренных ст. 26 Федерального закона «Об оружии», органы внутренних дел имеют право аннулировать соответствующие лицензии и разрешения, а в случаях предусмотренных ст. 27 – изымать оружие и патроны.

Кроме этого органы внутренних дел противодействуют незаконному обороту оружия путем осуществления оперативно-розыскной деятельности. Наибольшие возможности в выявлении, предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений имеют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме: уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономической преступностью и оперативные аппараты внутренних дел на транспорте. Это объясняется тем, что именно на них в качестве основной возложена задача выявления, пресечения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью в целом.

Взаимодействие этих и других подразделений в предупреждении и раскрытии преступлений связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов осуществляется как правило путем:

 совместного анализа и изучения оперативной обстановки на обслуживаемой территории (объектах);

 разработки комплексных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с рассматриваемым видом преступлений;

 обмена информацией и совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;

 взаимного ориентирования негласного аппарата на выявление лиц и фактов, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых с их применением;

 совместного планирования оперативно-розыскных мероприятий по обследованию объектов хранения, использования и продажи огнестрельного оружия и боеприпасов, а также проведения индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать подобных преступлений, выявлению фактов незаконного изготовления предметов вооружения;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

 организации оперативного сопровождения предварительного следствия;

 сбора и систематизации оперативной информации и создание на ее основе специализированных банков данных;

Читайте так же:  Статья на возврат некачественных обоев

 организации и руководства специальными операциями по пресечению незаконного оборота оружия.

Наряду с административным контролем и оперативно-розыскной деятельностью органы внутренних дел противодействуют незаконному обороту оружия и боеприпасов при расследовании преступлений. Деятельность по предупреждению преступлений занимает весьма существенное и особое место среди функций следователя. Ее эффективность обусловлена тем, что в процессе расследования следователь наиболее полно исследует преступление и может предложить самые целесообразные меры по устранению криминогенных факторов. Предупредительная деятельность при расследовании преступлений имеет сложный многоплановый характер, регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовно-процессуальный закон обязывает принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять обстоятельства способствующие совершению преступления, а также принимать меры по их устранению. Причины и условия, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 73 УПК), поэтому их невыяснение ведет к неполноте расследования.

Деятельность следователя по предупреждению преступлений можно условно разделить на несколько этапов:

 установление лиц, совершивших преступление, а также выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;

 анализ выявленных криминогенных факторов;

 выбор и осуществление мер, направленных на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов.

Следует заметить, что система предупреждения преступлений избирается в зависимости от его вида. Установление лиц, совершивших преступление, причин и условий, способствующих их совершению, возможно лишь при правильно организованном расследовании, что вызывает необходимость глубокого и четкого знания следователями методики расследования различных видов преступлений.

Деятельность по предупреждению преступлений имеет две формы: процессуальную и непроцессуальную. Процессуальная форма предупредительной деятельности следователя заключается в принятии мер предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством: установление причин и условий, способствовавших совершению преступления путем производства следственных действий; внесение преставления об их устранении; воздействие на виновных в процессе допросов; избрание мер пресечения и т.д. Непроцессуальная форма включает выступление следователя перед трудовыми коллективами; в средствах массовой информации; проведение бесед и чтение лекций на правовые темы и т.п.

Результаты произведенных следственных действий (осмотров места происшествия, следственного эксперимента проверки показаний на месте, допросов), а также судебных экспертиз позволяют получить сведения о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений. Особое значение имеет допрос обвиняемого (подозреваемого), в процессе которого следователь не только получает необходимую доказательственную информацию по уголовному делу, но и должен оказывать воспитательное воздействие на допрашиваемого.

Наиболее распространенной процессуальной формой предупредительной деятельности является внесение представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в порядке ст. 158 УПК.

Предупредительная деятельность лиц, осуществляющих расследование, может не ограничиваться рамками конкретного уголовного дела. Возможно осуществление предупредительных мер по совокупности уголовных дел, на основе глубокого анализа которых сотрудники следственных аппаратов имеют право выносить обобщенные представления. Обобщенные представления следует составлять сотрудникам методических подразделений органов следствия и дознания, поскольку непосредственно у следователей и дознавателей отсутствует возможность и время обобщения указанных данных.

Деятельность прокуратуры по борьбе с незаконным оборотом оружия осуществляется по следующим направлениям:

 надзор за исполнением законодательства за оборотом оружия;

 надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

 участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

 координация деятельности правоохранительных органов.

Прокурорские проверки исполнения законодательства об оружии являются достаточно эффективным средством предупреждения незаконного оборота оружия. В результате проведения указанных целевых проверок выявляются правонарушения в сфере оборота оружия и обстоятельства, способствующие их совершению, а также принимаются меры к их устранению и недопущению в будущем.

Наиболее распространенными средствами реагирования на выявленные нарушения закона является внесение представлений и предостережений. Представление об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[13] вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В соответствии со ст. 29 закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами. В ходе таких проверок вскрываются факты волокиты и даются соответствующие указания.

Участвуя в рассмотрении судами уголовных дел, прокурор осуществляет две основные функции: принимает непосредственное участие в рассмотрении судами конкретных уголовных дел, в том числе осуществляет уголовное преследование; осуществляет надзор за законностью принятых судом решений, приговоров, определений или постановлений.

Кроме того, на прокуратуру возложена координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Задача предупреждения преступлений решается судом путем своевременного, объективного рассмотрения уголовных дел, выявления причин и условий, способствующих их совершению, принятия мер к их устранению, а также правового воспитания граждан. Важным предупредительным значением обладает назначение судом справедливого наказания, основанного на дифференцированном подходе к лицу, совершившему преступление, в зависимости от степени опасности деяния и особенностей его личности.

Процессуальная форма деятельности судов связана с рассмотрением конкретных уголовных дел, в том числе выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, принятие мер к их устранению; вынесение частных определений о поощрении лиц, проявивших мужество при выполнении общественного долга по пресечению преступления; пересмотр дел в вышестоящей инстанции (позволяет устранить недостатки и нарушения законности, допущенные при рассмотрении дел нижестоящими судами и тем самым обеспечить соблюдение режима законности.

Предупредительным значением обладают выездные заседания суда, когда достаточно актуальные уголовные дела рассматриваются в присутствии определенного коллектива (воинской части) и тем самым оказывают воспитательное воздействие, направленное на недопущение впредь подобных правонарушений. Как показывает исследование, подобная практика осуществляется военными судами.

Непроцессуальная форма включает обобщение судебной практики, что позволяет оценить работу судов, выявить негативные и позитивные моменты, разработать меры, направленные на повышение эффективности судебной деятельности по предупреждению незаконного оборота оружия. Все социальные изменения находят свое отражение в состоянии преступности и, в конечном счете, в судебной практике, поэтому ее обобщение имеет большое значение для единообразного, правильного применения уголовного законодательства и оказывает таким образом влияние на предупреждение рассматриваемых преступлений; выступление судей с лекциями, беседами. Наиболее часто осуществляется судьями военных судов.

Оценивая результативность общепредупредительной деятельности по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, можно с уверенностью констатировать, что достижение ее целей возможно лишь только в тесном взаимодействии всех субъектов, в различной степени имеющих отношение к обеспечению контроля за оборотом оружия и боеприпасов.

Читайте так же:  Категории работников кому положено проходить медосмотр

2. Специально-криминологическая профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом оружия

Объектом специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия являются лица, совершившие данные преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением. Целью специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия выступает локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершившие преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением. Основным методом специально-криминологического воздействия выступает выявление и профилактическая работа с указанной категорией лиц.

На объекты, связанные с оборотом оружия, либо на те из них, где существуют условия, способствующие хищениям, в территориальных органах внутренних дел целесообразно заводить литерные дела. В них следует концентрировать информацию, характеризующую состояние оперативной обстановки и прогнозировать меры направленные на предотвращение и предупреждение преступлений;

Выявление предполагает, прежде всего, определение антиобщественного характера лиц или криминогенной группы (организации), а также проведение мероприятий по их изучению и прогнозированию преступного поведения. В связи с этим наибольший интерес представляют:

– лица, ранее судимые за преступления, в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ), хулиганство, террористический акт, бандитизм, противодействие нормальной деятельности государственных органов, а также за преступления, совершенные с применением оружия, которое не фигурировало в делах как доказательство, так как не было обнаружено во время следствия;

– привлеченные к административной ответственности, за правонарушения, посягающие на законный оборот оружия и иные правонарушениия, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и порядок управления, в частности за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, злостное неповиновение законным требованиям представителей власти.

– лица, высказывающие угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожение имущества, похищение человека;

– содержатели притонов для систематического потребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, временного ночлега лиц с криминальным прошлым, а также лица, посещающие данные притоны;

– члены различных политических, национальных, иных формирований и неформальных организаций, которые в достижении определенных целей могут использовать оружие;

Основные меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Меры общего и специального предупреждения

Предупредительная функция в уголовном праве осуществляется двумя способами: путем правотворческой деятельности, т.е. формулированием уголовно-правовых запретов, обладающих удерживающим потенциалом, и путем правоприменительной деятельности, которая заключается в реальном применении уголовно-правовых норм в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния. Уголовное право реализует предупредительную функцию по двум направлениям: предупреждение повторного совершения преступления лицом, ранее совершившим преступление; предупреждение совершения преступлений другими лицами. [3, c. 14]

Организация и функционирование системы предупреждения преступности осуществляется на основе исходных положений и принципов. К ним относятся:

а) принцип демократизма (участие в предупредительной деятельности государственных органов и, общественных организаций, трудовых коллективов, граждан);

б) принцип гуманизма (предупредительные меры должны помогать человеку стать достойным гражданином, не унижать его честь и достоинство);

в) принцип законности (предупреждение должно основываться на правовой основе, на за законе);

г) принцип целесообразности (предупредительные меры применяются к конкретному лицу, объекту на основе наличия реальных криминогенных факторов и принимаемые меры способны их нейтрализовать).

Некоторые авторы определяют научность и прогрессивность как принципы предупредительной деятельности. Естественно, другие авторы не отрицают, что предупредительные меры должны быть научно и практически обоснованными, и прогрессивными по своим методам, но едва ли их можно назвать принципами.

В криминологической теории выделяют два уровня предупреждения преступлений:

Система предупреждения преступлений реализует регулятивные, охранительные и воспитательные функции. [2, c. 135]

Общесоциальное предупреждение (общие меры предупреждения) основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В современных условиях сохраняются следующие признаки качества мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность, взаимосвязанность и непрерывность.

В контексте данной курсовой работы общее предупреждение незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование его политических, экономических, социальных и иных институтов, устранение из жизни людей кризисных явлений, объективно могут способствовать предупреждению преступности. Причем основными общесоциальными мерами по предупреждению преступности являются положительные преобразования общественных отношений в сфере производства и распределения, направленные на повышение материального благосостояния населения. Именно эти преобразования могут устранить главную причину преступлений – невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем вследствие имущественного неравенства. Кроме того, преобразования в экономической сфере способствуют вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, бытовая неустроенность, которые являются условиями совершения преступлений.

Также при реализации общих мер предупреждения необходимо:

— воспитать у людей нетерпимость к противоправному поведению, моральное осуждение таких деяний;

— обеспечить улучшение работы соответствующих звеньев правовой системы;

— максимально повысить распространение нормативной информации справочного характера среди населения;

— последовательно осуществлять гласность, социальную справедливость и законность в экономической, политической, социальной и юридической сферах.

Необходимо ориентировать общественное мнение на важность понимания и разъяснения социально-политической, экономической и исторической основы конкретных норм и принципов права, морали, традиций обычаев, ритуалов, связанных с жизнью и здоровьем личности, раскрытие их объективных предпосылок и общественной необходимости. [3, c. 48]

Как показала криминологическая характеристика личности преступника, совершающего незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, чаще всего перечисленные преступления совершают безработные лица. Поэтому будет целесообразно увеличить рабочие места, пересмотреть работу центров занятости населения.

Для того, чтобы снизить уровень хищений предметов вооружения из воинских частей и подразделений необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате. Так называемый кризис неплатежей по всем отраслям экономики, и в особенности в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная «снять криминогенность», особенно в среде молодежи.

При исследовании специальных предупредительных мер, наиболее существенными из них являются те, которые направлены на согласованную деятельность субъектов профилактики и на работу с гражданами.

Взаимодействие субъектов предупреждения незаконного оборота оружия следует рассматривать как многоуровневую, многосубъектную, многоцелевую систему согласованных мероприятий, которая будет направлена не только на пресечени/е и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота оружия, но и будет направлено на нейтрализацию и устранение различных факторов, которые обусловливают их совершение.

Важным направлением профилактической работы следует назвать правовое воспитание граждан, которое может быть компенсировано и путем широкомасштабной пропагандистской работы с использованием средств массовой информации.

Читайте так же:  Какие документы нужны для подачи на загранпаспорт нового

Специальное или специально-криминологическое предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – ее главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений. [2. C. 134]

Таким образом, под специальным предупреждением подразумевается деятельность, специально предназначенная для устранения конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений. Специальные меры профилактики разрабатываются применительно к особенностям отдельных видов и групп преступлений, типам преступного поведения: корыстных и насильственных преступлений, преступности несовершеннолетних и рецидивной, бытовой преступности, хулиганства и мошенничества.

Специальное предупреждение осуществляют преимущественно государственные органы, специально созданные для борьбы с преступностью – прокуратура, суд, органы внутренних дел и иные специальные службы. Их деятельность строго регламентирована нормативными актами – законами и подзаконными актами. [3, c. 45]

Поэтому особенную важность и значимость представляет активная работа со стороны участковых инспекторов милиции по профилактике административных правонарушений с участием оружия. Одной из основных задач, стоящий перед сотрудниками органов внутренних дел, является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В пределах своей компетенции сотрудники органов внутренних дел обязаны осуществлять контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему и изымать у организаций и граждан предметы вооружения при нарушении правил их хранения.

Учитывая многочисленные нарушения, которые допускаются гражданами в отношении имеющегося в их собственности оружия, а также то, что такие нарушения представляют собой угрозу безопасности, необходимо разработать меры по устранению предпосылок совершения правонарушений в указанной области. Так, во-первых, участковый инспектор должен знать места и условия хранения, а также лиц, во владении которых имеется огнестрельное оружие. Такие сведения могут быть получены из соответствующих учетов собственников оружия. Во-вторых, к обязанностям участкового следует отнести осмотр мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Это процедура не должна быть плановой, что значительно повысит её эффективность. В настоящее время участковые инспекторы милиции осуществляют такой контроль в случаях, когда гражданин не прибыл для продления срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, либо в связи с расследованием преступления, совершенного с применением оружия. Оружие может быть утрачено собственников или похищено, с его помощью могут быть совершены многочисленные преступления, а станет известно об этом через значительный промежуток времени, когда принять необходимые меры будет практически невозможно.

К тому же, ввиду значительного объема обязанностей, которые возложены на участковых инспекторов милиции, работа связанная с предупреждением преступлений, связанных с огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами отходит на второй план.

В обязанности участкового инспектора входит принятие мер индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений. В связи с этим белорусские ученые отмечают, что профилактика правонарушений «на протяжении многих лет была и остается одним из главных направлений внутренней политики государства и актуальной задачей современного гражданского общества в целом». [6, c. 52-53]

Таким образом, в криминологической теории выделяют два уровня предупреждения преступлений меры общего и специального предупреждения. В контексте данной курсовой работы среди мер общего предупреждения ключевое значение имеют преобразования в экономической сфере, которые бы поспособствовали уменьшению таких явлений, как нищета, бытовая неустроенность, безработица, которые являются ключевыми условиями совершения преступлений. Среди мер специального предупреждения представляется важным выделить деятельность органов внутренних дел, в частности участковых инспекторов милиции.

[2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В структуре преступности в Республике Беларусь особое место занимают незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, который представляет серьезную общественную опасность, способствует росту преступлений, прежде всего насильственного и корыстно-насильственного характера.

В результате проведения криминологической характеристики незаконных действий, в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, я пришел к следующим выводам:

1) Законодательная регламентация оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ несовершенна и требует дополнительной доработки. Так, правовое регулирование оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств крайне противоречиво и недостаточно полное. Закон Республики Беларусь «Об оружии» не регулирует оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, что является его существенным недостатком. В настоящее время нет нормативного закрепления этих понятий, не установлены единые правила приобретения, использования и совершения других действий с этими предметами, не определен исчерпывающий перечень лиц и организаций, имеющих право совершать действия в отношении этих предметов. В перспективе, основные фундаментальные положения оборота всех предметов вооружения необходимо регламентировать одним специальным законодательным актом, что способствовало бы единому применения закона.

2) Криминологическая характеристика незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и криминологическая характеристика личности их совершающих играет важную роль в разработке мер предупреждения по данной группе преступлений.

3) Среди мер общего и специального предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ особую роль играют экономические преобразования в обществе и деятельность органов внутренних дел.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 2807 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  3. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
  4. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Раскрытие преступлений связанных с незаконным оборотом оружия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here