Кто должен заниматься установкой общедомовых приборов учета

Важная и полезная информация в статье: "Кто должен заниматься установкой общедомовых приборов учета". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета тепла?

Обязательна ли процедура установки общедомовых приборов учета? Ответ на данный вопрос вполне однозначен – да, монтаж общего счетчика является обязательным для выполнения требованием государства.

В соответствии с Федеральным Законом № 261, энергоресурсы (а также вода) должны быть оплачены на основании показаний, определяемых посредством установленных приборов учета – счетчиков.

[3]

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Кто должен устанавливать общедомовые счетчики тепла

Управляющая организация должна сообщить собственникам жилья о необходимости и требованиях по установке общедомового прибора учета, а в случае несоблюдения данного требования, такая компания рискует быть оштрафованной по причине невыполнения уведомительных мероприятий по отношению к собственникам.

Какова же целесообразность установки коллективного счетчика при наличии в каждой из квартир индивидуальных измерительных приборов?

Посредством пользования индивидуальным счетчиком, можно определять размер оплаты за потребленные ресурсы, однако, такой прибор не выполняет функцию контроля за состоянием сетей в доме и уровня соответствия предоставляемых услуг, согласно установленным нормам.

Как установить тепловой счетчик на отопление в квартире, читайте тут.

При установке коллективного учетного прибора, жители смогут воспользоваться следующими положительными привилегиями наличия такого счетчика:

  • Контроль соответствия характеристик ресурсов установленным государством нормативным показателям;
  • Фиксация фактов утечки по системам водоснабжения и теплоснабжения МКД;
  • Предотвращение фактов потерь воды от центрального трубопровода до самого дома, так как при установлении таковых, убытки понесет именно ресурсоснабжающая организация, а не жители дома;
  • Подкрепление для дальнейшей компенсации потерь ресурсов по домовым сетям своей управляющей компании при условии, что все собственники имеют персональные учетные приборы;
  • Переход на выплаты за объем фактически использованных ресурсов;
  • Получение возможности реального и существенного сбережения ресурсов.

Кем должна оплачиваться установка коллективного счетчика?

В соответствии с ФЗ № 261, регламентируется, что несение затрат на оплату установки прибора ложится на собственников домов, строений, зданий и сооружений.

При условии, когда у собственника нет возможности оплатить счетчик и его установку сразу же, то фирма-поставщик ресурсов может предложить рассрочку платежами на период до 60 месяцев.

Процентная ставка за кредит определяется согласно ставке рефинансирования от Центробанка России.

По какой причине установка прибора учета не производится за средства на текущий ремонт?

Монтаж учетного прибора не может быть оплачен средствами, предназначенными для проведения текущего ремонта, поскольку в львиной доле случаев, это полностью нарушит планирование по текущему ремонту имущества всего дома на следующий год.

При перенаправлении денег, которые поступили на проведение текущего ремонта, возникнут негативные изменения во всей инфраструктуре многоквартирного дома.

Установка общедомового прибора учета тепла: стоимость

По среднестатистическим данным, для жителей 100-квартирного жилого дома, монтаж будет стоить примерно в пределах от 60.000 до 300.000 рублей.

Подобный большой диапазон в цене можно объяснить тем фактом, что процесс ценообразования происходит как с учетом стоимости самого оборудования, так и с учетом стоимости монтажных работ по установке.

Помимо вышеуказанных факторов, при условии, что горячая и холодная вода проходят по своим отдельным магистралям, приходится устанавливать два разных аппарата (счетчика), что увеличит конечную сумму в платежных документах.

Варианты по оплате монтажа учетного оборудования

Форма и порядок оплаты могут быть различными, в зависимости от поставщика ресурсов. Источником денежных средств могут быть как имеющиеся финансовые базы и резервные средства на лицевом счету ТСЖ, так и отдельно собранные целевые средства конкретно для проведения монтажа счетчика.

Помимо этого, фирма, которая будет устанавливать счетчики, может заключить с ТСЖ договор по дальнейшему обслуживанию таковых, в связи с чем, может предоставить рассрочку на выплату сроком на несколько лет.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что такое ОДПУ в квитанции за коммунальные услуги

Аббревиатура ОДПУ возникла в нашем законодательстве 9 лет назад. Но до сих пор не все жители многоквартирных домов в нашей стране знают об этом понятии. Установка ОДПУ по всей стране стала обязательным требованием, невыполнение которого может привести к переплатам жильцов за коммунальные услуги.

Выясним, что продразумевается под этим понятием, каковы его особенности, как это влияет на счета оплаты и возможно ли не устанавливать устройство.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 450-39-61 . Это быстро и бесплатно !

Что такое ОДПУ

ОДПУ расшифровывается как общедомовые приборы учёта. Понятие уже давно не новинка, поскольку ещё 21.11.2009 г. был принят ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нём сообщается, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учёта до 1 июля 2012 года. Но этот процесс протекает медленно и, как мы можем заметить, не завершился и по сей день. Поэтому в апреле 2013 года Постановлением Правительства № 344 было принято решение ввести повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг.

[1]

В чём заключается их необходимость

Данные приборы устанавливаются и используются для учёта расходов по коммунальным услугам жильцов всего многоквартирного дома, а не отдельно взятого стояка или подъезда. Проще говоря, они отображают, сколько ресурсов затратили жильцы дома в определённый отрезок времени (обычно это месяц). Получается, что ОДПУ – это расход по коммунальным услугам дома.

Правильным решением будет установка не только счётчиков, измеряющих расходы всего дома, но и квартирных, потому что благодаря их совместной работе мы получаем возможность правильно определять потребление тех или иных услуг, можем вычислить утечки или погрешности подсчёта, проанализировать состояние приборов и, конечно же, можем сэкономить (подробнее об этом будет сказано ниже).

Также установка ОДПУ, согласно содержанию ФЗ № 261, является мерой, необходимой для сбережения предоставляемых ресурсов: воды, газа и электроэнергии.

Можно ли не устанавливать устройства

Да, это возможно, но только при условии, если у вас отсутствуют технические возможности оснащения дома индивидуальными и общедомовыми приборами учёта. Критерии этих возможностей вы можете найти в приказе Министерства экономического развития от 29 декабря 2011 года № 627. В этом же документе дана форма последовательного анализа жилого помещения и порядок заполнения данного акта.

Читайте так же:  Сколько стоит телеграмма с уведомлением почта россии

Если же ваш дом имеет технические возможности, то, согласно ФЗ № 261, во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые счётчики. Если их нет – доплачивайте за коммунальные услуги.

Виды общедомовых приборов учёта

Все ОДПУ подразделяются на четыре вида:

  1. Для учёта тепловой энергии. Существуют тахометрические, ультразвуковые, электромагнитные и вихревые приборы. Плюсом установки также является то, что у ЖКХ и жильцов появляется возможность регулирования температуры теплоносителя.
  2. Для электроэнергии индивидуальный и многотарифный общедомовой прибор учёта. Многотарифный счётчик помогает действительно сэкономить деньги, потому что в ночное время устанавливается тариф, который значительно дешевле дневного.
  3. ОДПУ для расчёта горячей и холодной воды. Помогает вместо приблизительно рассчитанных затраченных ресурсов по количеству прописанных в доме человек определить объём фактически затраченных ресурсов.
  4. ОДПУ для учёта потребляемого газа.

Тарифы и отображение ОДПУ в квитанции

Прежде чем говорить о тарифах, расскажем подробнее, что же такое строка ОДПУ в квитанции, которая появится после установки приборов.

Итак, эта строка называется «Компенсация затрат по установке ОДПУ». Она будет указываться ежемесячно в течение периода выплаты рассрочки платежа за установку (период около 5 лет) и может меняться. Не пугайтесь, обнаружив такое явление.

Причин этому две:

  • сумма платежа подвержена изменениям на величину процента, определенную в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. Грубо говоря, если сумма была оплачена не полностью, то размер остатка увеличится с учетом начисления на него процентной ставки;
  • обслуживание или замена общедомового прибора учета. В процессе эксплуатации (а в ряде домов счётчики работают достаточно долгое время) возникает необходимость проведения регламентных и ремонтных работ, которые, согласно 261-му закону, также возмещаются собственниками помещений.

Теперь о тарифе. Вполне вероятно, что при получении новой квитанции вы также зададитесь вопросом: «Что такое ОДПУ электроэнергии?». В любом многоквартирном доме есть места общего пользования, например, подъезды. В таких помещениях также проведено электричество и, бывает, даже вода. Оплата этих услуг распространяется на всех жильцов дома.

При наличии ОДПУ расчёт производится достаточно просто:

С (общ). = [П – П(инд.)] x Т

  • С (общ.) — плата за полученные коммунальные услуги в местах общего пользования;
  • П – показания ОДПУ;
  • П (инд.) – показания индивидуального (квартирного) счётчика;
  • Т – действующий тариф на эту услугу.

Указанный порядок расчёта вы можете также найти в Правилах предоставления коммунальных услуг № 307. Если общедомовой прибор отсутствует, то плата за коммунальные услуги в местах общего пользования рассчитывается по нормативам.

Внимание. С 2017 года полученная сумма умножается на повышающий коэффициент 1,6. Т.е. сумма к оплате возрастает на 60%. Очевидно, что выгода от установки ОДПУ есть, и она существенна.

Как правильно читать обозначения в квитанции об оплате коммунальных услуг, смотрите в видео в конце статьи.

Порядок замены и проверки счётчиков

Так как ОДПУ принадлежит всем жильцам дома, то и ответственность по его контролю, ремонту и возможной замене также распространяется на них. Но, разумеется, выполняют эти требования не сами жильцы, а управляющая компания, которая назначает для выполнения работы квалифицированных специалистов. И вследствие этого ответственность за техническое состояние приборов несёт управляющая компания.

Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал — период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки. Межповерочный интервал определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации.

Интервал поверки прибора учёта производитель указывает в документации на него. Например, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4–6 лет. Импортные счётчики служат дольше – до 15 лет.

Стоит отметить, что компания, нанимаемая для обслуживания счётчиков, должна иметь соответствующий сертификат. Ведь она в дальнейшем зачастую занимается проверкой состояния счётчиков и их заменой при невозможности ремонта старого на постоянной основе.

При внешнем осмотре прибора специалист проверяет:

  • документацию устройства;
  • состояние его лакокрасочного покрытия;
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний.

После каждого мероприятия должен составляться акт, в котором описывается текущее состояние прибора и дальнейшие действия, если, например, была установлена необходимость замены. Акт подписывается работником, проводившим проверку и представителем управляющей компании.

Заключение

Итак, мы разобрали, как расшифровывается ОДПУ и что под этим подразумевается, что такое установка ОДПУ в квитанции и в чём заключается преимущество общедомовых счётчиков.

Безусловно, установка ОДПУ выгодна для жильцов. Пусть и в перспективе, поскольку на первых порах данное мероприятие будет недёшево стоить. Но жильцы обязаны подходить к данному вопросу со всей серьёзностью и, главное, принимать решения сообща, включая беседы со своей управляющей компанией, которая могла бы подробнее раскрыть для них эту тему.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

От жильцов требуют оплатить установку общедомового прибора учета, это законно? Законодательство и разъяснения

В нашей многоэтажке необходимо установить общедомовой счетчик, нам разъяснили, что его установка должна осуществляться за счет собственников, так ли это? – такого рода вопросы нередко поступают от посетителей ЭнергоВОПРОС.ру Публикуем разъяснения и анализ действующего законодательство на этот счет.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета?

Действующее законодательство Российской Федерации обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых и потребляемых энергитических ресурсов с применением специальных приборов учета.

Порядок установления индивидуальных и общедомовых приборов учета регулируется Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом на собственников помещений в многоквартирных домах, которые были введены в эксплуатацию на момент вступления в силу данного закона, была возложена обязанность оснащения таких домов коллективными (общедомовыми ) приборами учета используемых воды, тепловой и эллектрической энергии, а также ввода установленных приборов в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. В случае невыполнения данных требований закона, оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями за счет лица, не исполнившего в установленных срок эти обязанности.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Таким образом, граждане, являщиеся собственниками помещений в многокварирном доме, обязаны оплатить организациям, установившим приборы учета, расходы на установку такого прибора на основании выставляемых счетов. Данные счета выставляются собственникам помещений непосредственно той организацией, которая осуществила установку общедомового прибора учета, с указанием общего размера расходов на установку счетчика и доли расходов на его установку каждого собственника помещений в многоквартирном доме, которая определяется исходя из его доли в праве общей долевой собственности на общее имущество.

Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» введены повышающие коэффициенты для собственников, не установивших общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, с 1 января 2017 года будет применяться коэффициент 1,5 к нормативу.

Читайте так же:  Заявление на прописку ребенка

Установка общедомовых приборов учета

1.

Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее – ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ

: Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома

ОДПУ ?

Ответ:

До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу

и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ:

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета,

за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ:

Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ:

Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

— от нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ:

В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ:

В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ:

Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ:

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ:

Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11.

Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ:

Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ:

Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

Читайте так же:  Замена паспорта какие нужгы документы

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ:

Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ:

По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Общедомовой прибор учета электроэнергии: порядок и правила установки

Освещение двора, лестничных площадок, работу лифтов и электроэнергию для любых общих помещений дома оплачивают собственники жилья. Это закон. Общедомовой прибор учета электроэнергии фиксирует потери на магистралях и помогает платить по факту, а не по нормативам. Зачем и как установить общедомовой счетчик мы расскажем в этой статье.

Содержание

Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию

Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.

До 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, . Лицо должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. 261-ФЗ, ст. 12, ч. 13

Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.

Зачем устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии

Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.

Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.

Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.

Без счетчика

Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.

Пример: Семен живет в квартире площадью 43 м². Площадь общих помещений дома равна 500 м², а всех помещений 1400 м². Норматив для многоквартирного дома равен 3.56 кВт⋅ч. По индивидуальному счетчику Семен потратил 60 кВт⋅ч. Тогда:

3,56 кВт⋅ч х 500 м² х (43 м2/1400 м²) = 54,7 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

54,7 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 114,7 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

Со счетчиком

Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.

Пример: Семен продолжает жить в той же квартире, но теперь управляющая компания установила общедомовой прибор учета электроэнергии. За месяц дом потребил 1600 кВт⋅ч, из которых 900 кВт⋅ч были израсходованы в индивидуальных помещениях, а остальные 700 кВт⋅ч на общедомовые нужды. Семен потратил 60 кВт⋅ч.

(43 м²/1400 м²) х 700 кВт = 21,5 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

21.5 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 81,5 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

При тарифе 3,52 р./кВт⋅ч Семен платит:

Без общедомового счетчика: Со счетчиком:
403,7 рубля в месяц;
4 844,9 рубля в год.
286,9 рубля в месяц;
3 442,6 рубля в год.

На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год .

Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии

Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности;
  2. Копии учредительных документов;
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации;
  4. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
  5. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.

Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).

Преимущества прибора учета электроэнергии

    Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги. Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки. Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.

Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Кто должен ремонтировать общедомовой прибор учета?

01.10.2014 г. ресурсоснабжающей организацией в наш многоквартирный дом был установлен ОДПУ ГВС. Жильцами нашего дома в полном объёме выплачена сумма 362331,50 рублей (стоимость самого прибора+установка+рассрочка) на 06.07.2017 г.

В июле 2017 г. этот прибор выходит из строя. Оплата начисляется по среднему значению, затем по нормам потребления.

Ресурсоснабжающая организация, установившая ОДПУ, только констатирует неисправность прибора (от ремонта отказывается), мотивируя тем, что ОДПУ — собственность УК. УК в свою очередь от ремонта отказыается ссылаясь на то, что нет акта приема-передачи оборудования на их баланс.

Кто прав в этом споре? И как быть отдельно взятому собственнику квартиры, если огромная начисляемая оплата меня не устраивает, а моя доля в ОДПУ всего 1/100?

Ведь жильцами дома выполнены обязательства по оплате прибора в полном объеме, а по факту прибор ничей и показания его не учитываются.

Читайте так же:  Сколько по времени вносят в загранпаспорт ребенка

У кого на балансе находится ОДПУ и кто должен его ремонтировать? Как выйти из этого замкнутого круга?

во вложение добавлен файл — Жалоба в УК

Ответы юристов ( 1 )

Содержание общего имущества в МКД регламентировано ст. 39 ЖК РФ.​​​

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ)
4. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:​​​​

11) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в п. 6 вышеприведенного перечня, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно — услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.​

Таким образом, ремонт должен осуществлять собственник имущества — жители МКД силами УК, по договору управления

Как происходит поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) — важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Содержание

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг. ». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

    соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа; состояние лакокрасочного покрытия; четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства; отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний; отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство; наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах — номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

    выявления внешних неисправностей и дефектов; проверку маркировки; проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов; проверку равенства длин проводов; проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

Читайте так же:  Возврат денег клиенту при возврате

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

    наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке; наличие руководства по эксплуатации; наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции; наличие товарного знака предприятия-изготовителя; наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

    повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения; повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

    свидетельство о поверке; договор о проведении поверки; документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

    аттестат об аккредитации; приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Источники


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  4. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
Кто должен заниматься установкой общедомовых приборов учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here