Изменения трудового кодекса

Важная и полезная информация в статье: "Изменения трудового кодекса". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Трудовой кодекс Российской федерации был принят государственной думой в 2001-м, а вступил в законную силу в 2002 году. До этого времени взаимоотношения в области труда регулировались КЗоТом РСФСР от 1971 года.

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.

Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.

Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.

Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

[2]

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

В российский Трудовой кодекс внесены шесть поправок

Любые законодательные новшества, касающиеся хозяйственной деятельности, влекут изменения в отношения руководителей и подчинённых на производстве, в офисах и государственных учреждениях. С 29 июля вступают в силу поправки к Трудовому кодексу Российской Федерации, официально опубликованные 21 июня (125-ФЗ). Текст изложен в традиционном для подобных документов юридическом стиле, а потому, возможно, не всем понятен. Для облегчения восприятия, вероятно, имеет смысл рассмотреть принятые изменения и прояснить их смысл на примерах конкретных ситуаций, наиболее часто возникающих на предприятиях различной формы собственности.

Все поправки

Всего изменений шесть, при этом одно из них носит исключительно технический характер. Остальные пять лимитируют применение таких понятий, как неполный рабочий день, обеденный перерыв, ненормированная продолжительность, работа в выходные и по праздникам, а также сверхурочная и порядок её оплаты. Поправки внесены в статьи 93, 101, 108, 152 и 193 и 279 (уточняющее дополнение). Теперь — о каждой из них подробнее.

Статья 93 ТК РФ о неполном режиме рабочего времени

На неполную ставку можно было принимать работников и ранее, если обе стороны трудового договора это устраивало. В этом случае и величина оплаты, и продолжительность дня (или недели) делились в определённой пропорции (половина, четверть и т. п.) от ставки. Поправка, внесённая в эту статью, предусматривает обязанность работодателя по просьбе трудящихся, относящихся к отдельным категориям, устанавливать неполную продолжительность рабочего дня. К таковым относятся:

— один из родителей или опекунов ребёнка, не достигшего 14-летнего возраста или инвалида детства до 18 лет.

— лицо, осуществляющее уход за больным родственником (на основании медицинского заключения).

Право на неполный рабочий день действует в период действия указанных обстоятельств. При этом и продолжительность, и распорядок устанавливаются исходя из пожеланий сотрудника с учётом объективной производственной необходимости. Рабочий день может делиться, к примеру, на 2 часа с утра и 2 в конце смены, и т.п.

Разъяснение изменений к ст. 93

За исключением указанных обстоятельств руководство предприятия не обязано предоставлять сотруднику право на неполный рабочий день. К примеру, если в семье есть восьмилетний ребёнок, а жена работает на полставки, то мужу подобная льгота не положена. Более того, и матери могут в ней отказать после достижения сыном или дочерью 14-летнего возраста. Это право также прекращает своё действие в случае выздоровления или смерти опекаемого болевшего родственника, за которым осуществлялся уход.

Статья 101: ненормированный рабочий день при неполной рабочей неделе

Неполная занятость может предусматривать, согласно условиям трудового договора, не ежедневную работу, но в течение полного рабочего дня. Согласно внесённой поправке, в этом случае может применяться практика ненормированного рабочего дня.

К примеру, сотрудник работает по понедельникам, средам и пятницам по восемь часов. В этом случае его рабочий день может быть установлен как ненормированный. Если же он выполняет служебные обязанности ежедневно с понедельника по пятницу но по четыре часа, то время это строго нормировано.

На практике это означает, что сотрудник, работающий неполный рабочий день, не может привлекаться к выполнению сверхурочных обязанностей в приказном порядке за дополнительную плату. Если же договором или контрактом предусмотрена сокращённая неделя, то ему могут дать распоряжение задержаться и сверх обычной нормы.

Читайте так же:  Если трудовая книжка утеряна работником

Статья 108: обеденный перерыв

Эта поправка очень проста и логична. Если сотрудник работает неполный рабочий день, продолжительность которого — не более четырёх часов, то это время не предусматривает перерыва на обед. На практике это правило и так в большинстве случаев соблюдается, теперь же оно закреплено в трудовом законодательстве.

Статья 153: оплата за работу в выходные и праздничные дни

Поправка к этой статье предусматривает, что трудозатраты, имевшие место в период нерабочего времени, уже компенсированные отгулом или повышенной оплатой, не учитываются как сверхурочная работа. Таким образом, работодатель не обязан применять двойные или тройные методы материального стимулирования. До внесения этого изменения у компаний, практикующих суммирующий учет рабочего времени, неоднократно возникали проблемы в ходе судебных споров с недовольными сотрудниками. Кроме этого, законодательно установлена хронологическая граница понятия сверхурочного времени. Если праздничные или выходные сутки начинаются в полночь, а работа продолжается, то все последующие часы подлежат повышенной оплате в порядке, предусмотренной действующими трудовыми номами, и их учёт производится отдельно. Это же касается и сотрудников, находящихся в командировках, а также других аналогичных случаев.

Как было раньше?

В том, что от внесённой поправки пострадают в той или иной степени наёмные сотрудники, привлекаемые к восполнению служебных обязанностей внеурочно, нет никаких сомнений, как и в том, что в выигрыше будут работодатели. До изменения если кто-то попадал на смену, хотя бы частично захватывающую время выходного или праздничного дня, он получал двойную оплату так, как будто трудился исключительно сверхурочно. Теперь же бухгалтерия будет вести подсчёт конкретных часов, прошедших после полуночи и производить повышенные начисление только за ту долю смены, которая прошла после наступления новых суток исходя из «праздничных» тарифов, а всё остальное – как в обычные будни. Возможно, это многим и не понравится, но в принципе, такой порядок, вероятно, в чём-то более справедлив.

Статья 279 Трудового кодекса – стилистическая унификация

Частичное дополнение к статье 279 Трудового кодекса РФ не несёт глубокой смысловой нагрузки и предпринято для придания всему сборнику закона стилистического лингвистического единства. Никакие юридически-правовые трактовки изменения данной поправкой не предусмотрены.

Вступления его в силу

Введенные поправки к Трудовому кодексу войдут в действие в соответствии с принятым порядком, оговоренным Федеральным законом N 5-ФЗ от 14 июня 1994 года. С учётом даты официальной публикации и десятидневного срока, это произойдёт 29 июля во всей Российской Федерации одновременно. Следует также учитывать, что работодателям в некоторых случаях предоставляются расширенные права, но рассмотренные изменения не обязывают их менять существующую систему оплаты в сторону уменьшения или производить какие-либо другие действия по отношению к наёмным работникам, если они не видят в них настоятельной необходимости.

Новости трудового законодательства

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 18.07.2019 № 512н утвердило новый перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Документ зарегистрирован в Минюсте 14.08.2019 и 15.08.2019 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Минтруд России разместил Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» (ID проекта — 01/01/08-19/00093800).

Минтруд России приступил к разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий при прохождении диспансеризации работникам в возрасте 40 лет и старше)». Уведомление о подготовке проекта размещено на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта — 01/05/08-19/00093912).

Федеральный закон от 02.08.2019 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки»

Воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, сделали отдельным составом правонарушения, включив его в часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 N 221-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Госдума рассматривает проект закона о внесении очередных изменений в Трудовой кодекс РФ. Проектом предусматривается наделение государственного инспектора труда полномочием по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Постановление Правительства РФ О переносе выходных дней в 2020 году от 10 июля 2019 г. № 875 (текст документа)

Минтруд России готовит новый перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин

Минтруд России подготовил проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования”, КоАП РФ. Обязательно ознакомьтесь с новеллами законодательства. Скоро нам всем с ними работать.

Предложено продлить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до трех лет с учетом критерия нуждаемости. Сумму пособия предлагается определить в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации.

В Государственную Думу РФ внесен законопроект № 736450-7 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий по выплате выходного пособия и сохранению среднего месячного заработка работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (ID проекта — 02/07/05-19/00091771).

На своем официальном сайте Роструд напомнил работодателям о необходимости соблюдать условия труда работников в жару.

На информационном портале Роструда Онлайнинспекция.рф опубликован «Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за апрель 2019 года»

Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ о переносе выходных дней в 2020 году.

Минздрав России утвердил новый порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. Митруду России поручено подготовить поправки в ТК РФ.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минтруд России разместил проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ID проекта — 02/04/02-19/00088941). Предлагается узаконить возможность продления срока трудового договора, изменить сроки оплаты внезапного отпуска и др.

Норма о сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в сельской местности, возможно, появится в Трудовом кодексе РФ. Соответствующий законопроект N 691690-7 «О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» был внесен в Государственную Думу РФ.

Читайте так же:  Процедура межевания земельного участка поэтапно

На информационном портале Роструда опубликован Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за март 2019 года.

В Государственную Думу РФ внесен законопроект N 679402-7 «О внесении изменения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации (особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)».

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2019 № 388 «О внесении изменения в пункт 2 перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»

Изменения в Трудовом кодексе РФ с 29 июня 2017 года

Новая редакция Трудового кодекса РФ вступила в силу 29 июня 2017 года. Поправки в документ внес Федеральный закон от 18 июня 2017 г. № 125-ФЗ , который определил новые условия труда и отдыха, а также особенности оплаты за выходные и праздничные дни. Кроме того, законодатели уточнили понятие неполного рабочего времени.

Неполное рабочее время

Изменилась редакция статьи 93 ТК РФ , которая регулирует неполное рабочее время. Фактически, законодатели усатановили новые и более точные правила по поводу этого понятия:

  • неполный рабочий день или смена;
  • неполная рабочая неделя, в том числе, с разделением рабочего дня на части.

Кроме того, в эту статью добавили следующее условие:

Работодатель и сам работник могут ограничить этот период, а могут и не ограничивать. При этом необходимо учитывать все обстоятельства, дающие работникам такие преимущества. Поправки внесены также в статью 101 ТК РФ , которая регламентирует ненормированный рабочий день. В соответствии с ее новой редакцией, работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день могут установить, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Особые условия по новым правилам устанавливаются на удобный для самого сотрудника срок. Однако, он не может длиться более, чем период действия специальных обстоятельств. Например, беременности, времени болезни родных или несовершеннолетия детей.

Оплата работы в выходные и праздники

По новым правилам, определенным статьей 152 ТК РФ повышенная оплата за дополнительную сверхурочную работу в выходные больше не предусмотрена. В статью добавлен абзац следующего содержания:

Однако, сохраняется норма об оплате фактически отработанных выходных или нерабочих праздничных дней, минимум, в двойном размере обычной ставки. А вот за сверхурочную работу по правилам:

  • за первые два часа – не менее чем в полуторном размере;
  • за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

В такие дни платить больше не нужно. Вместо этого работник может взять выходной в любой другой удобный для него рабочий день.

Перерыв на обед

Нормы статьи 108 ТК РФ в новой редакции позволяют отказаться от обеденного перерыва тем работникам, которые заняты до четырех часов в день, включительно. Такое условие должно быть зафиксировано в правилах внутреннего трудового распорядка организации или в трудовом договоре с работником. Все остальные сотрудники, как и прежде, должны иметь в распоряжении не менее 30 минут в день для отдыха и питания.

Статья 74 ТК РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (действующая редакция)

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

[1]

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

[3]

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 74 ТК РФ

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи работодатель вправе в связи с изменениями организационных или технологических условий труда в организации в одностороннем порядке изменить условия трудового договора, определенные сторонами при его заключении, за исключением изменения трудовой функции работника.

Поскольку комментируемая статья связывает возможность изменения (по инициативе работодателя) определенных сторонами условий трудового договора со строго определенными причинами, работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение явилось следствием изменений в организации труда или в организации производства (например, изменения в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизации производства) и не ухудшало положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств изменение по инициативе работодателя обусловленных сторонами условий трудового договора нельзя признать законным (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Читайте так же:  При разводе остается ли служебное жилье

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. О предстоящем изменении определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника заранее, не позднее чем за два месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.

Если прежние условия трудового договора не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан предложить ему в письменной форме другую имеющуюся у него работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. Если такой работы нет, работодатель обязан предложить работнику имеющуюся вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять в соответствии со своей квалификацией и состоянием здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Так, имеется в виду, что работодатель обязан в данной ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в самой организации, в которой занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (см. также коммент. к п. 2 ст. 81).

При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним на этом основании прекращается (см. коммент. к ст. 77). При увольнении работников по данному основанию им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК).

В случае возникновения спора о правомерности прекращения трудового договора работодатель обязан доказать невозможность сохранения прежних его условий. Если это обстоятельство доказано, но работник уволен по п. 7 ст. 77 ТК без предупреждения за два месяца об изменении условий трудового договора, суд при рассмотрении спора, по сложившейся судебной практике, может изменить дату увольнения таким образом, чтобы трудовые отношения были прекращены в день истечения двухмесячного срока. Если же работник был предупрежден об изменениях условий трудового договора, но уволен в связи с введением новых условий труда до истечения двухмесячного срока, суд может изменить дату увольнения с учетом времени, оставшегося до истечения указанного срока.

За время, на которое продлен трудовой договор в связи с изменением даты его расторжения, работнику должен быть возмещен утраченный им заработок.

3. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает особый порядок изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в случаях, когда изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь массовое увольнение работников.

Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК).

При их разработке могут быть использованы — с учетом территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе — критерии массового увольнения, установленные Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения».

В соответствии с ним основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:

а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников организации:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников численностью 1% от общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек.

В качестве примеров отраслевых соглашений, в которых установлены критерии массового увольнения работников, можно привести: Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2012 — 2014 годы; Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2012 — 2014 годы; Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2012 — 2014 годы.

4. В случае если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены), но только на срок, не превышающий шести месяцев. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (см. коммент. к ней).

О введении в этих случаях режима неполного рабочего времени, так же как и об изменении других условий, предусмотренных трудовым договором, работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до его введения.

Однако при отказе работника от продолжения работы на условиях неполного рабочего дня (смены) трудовой договор с ним расторгается не по п. 7 ст. 77 ТК, как это предусмотрено ч. 4 комментируемой статьи, а по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК, т.е. по правилам сокращения штата или численности работников организации. При расторжении трудового договора в этом случае работнику предоставляются все гарантии и компенсации, предусмотренные для лиц, увольняемых в связи с сокращением штата или численности работников (см. коммент. к ст. 81).

5. Закон устанавливает предельный срок, на который может вводиться режим неполного рабочего дня (смены), — шесть месяцев. В пределах этого срока устанавливается конкретная его продолжительность. По истечении шестимесячного срока работники должны быть переведены на прежний режим работы.

Отмена режима неполного рабочего времени до истечения срока, на который он был установлен, производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи изменение обусловленных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, не допускается, если это изменение ухудшает положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения.

Изменения в ТК РФ — июнь 2017: новый порядок оплаты сверхурочных и предоставления неполной рабочей недели

Трудящихся, отрабатывающих неполный рабочий день, оставят без обеда

В соответствии с поправками, одобренными в статью 93 ТК РФ , работодателям будет позволено устанавливать неполное рабочее время на конкретный период, а также без ограничения срока. Законодатель также сохраняет правила, по которым работодатель обязан оформлять на неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю:

  • беременную женщину;
  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет);
  • лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи.
Читайте так же:  Какие потери при сдаче билета ткс за сутки

В то же время уточняется, что неполное рабочее время должно устанавливаться «на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени». При этом режим рабочего времени и времени отдыха, а также остальные характеристики рабочей смены, включая ее продолжительность, время начала и окончания работы, время и длительность перерывов, устанавливаются в соответствии с пожеланиями работника, но с учетом условий производства (работы) у конкретного работодателя.

Еще одна поправка, связанная с неполным рабочим временем, — отказ от перерыва для отдыха и питания. Работодателям будет позволено не предоставлять такой перерыв, если продолжительность ежедневной работы (смены) для работника не превышает 4 часов. То есть уже при приеме на работу и оформлении трудового договора стороны могут договориться, что перерывом для питания и отдыха сотрудник не пользуется. В пока еще действующей редакции статьи 108 ТК РФ предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

За сверхурочные часы, отработанные в выходные дни, доплаты не будет

Более важная поправка, утвержденная законом № 125-ФЗ, касается оплаты сверхурочных часов. В статье 152 ТК РФ и статье 153 ТК РФ появляются следующие формулировки (далее представлены цитаты из нового закона):

Еще на стадии обсуждения поправок чиновники заявляли, что работодатели не должны платить дважды за одно и то же время. Если трудящийся отработал в выходной, то уже получил оплату в двойном размере либо дополнительный выходной. Поэтому считать это время, как сверхурочное, уже не надо. Тем, кто с новыми правилами не согласен, чиновники рекомендуют ознакомиться с решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № ГКПИ05-1341. В нем четко сказано, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается, поскольку уже оплачена в двойном размере.

Отметим, что порядок оплаты сверхурочных и выходных, а также уточнение, что оплачивать в повышенном размере необходимо только фактически отработанные часы в выходной или праздничный день, были взяты из советского документа – постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. № 465/П-21 «Об утверждении разъяснения № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». Поскольку ВС РФ признал его не противоречащим действующему трудовому законодательству, чиновники часто пользовались этими советскими нормами. Например, на его основании Минтруд ранее объяснял, как определять месячную норму рабочего времени для оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете рабочего времени (письмо от 19 ноября 2015 г. № 14-2/В-943). Сейчас все эти правила будут четко оговорены в Трудовом кодексе РФ, и работодателям будет проще. Сам советский нормативный акт планируется полностью отменить.

Изменения трудового кодекса

УАЦ «ПРОФТЕХНОЛОГИЯ»

  • Главная
  • О нас
  • История
  • Сотрудники
  • Лицензии
  • Отзывы клиентов
  • Реквизиты
  • Услуги
    • Дополнительное образование
    • Медицина
    • Пожарно-технический минимум
    • Энергетическая безопасность
    • Рабочие специальности
    • Трактористы-машинисты, самоходные машины
    • Транспортная безопасность
    • Экология
    • Охрана труда
    • Дистанционное обучение
    • Промышленная безопасность
    • ГО и ЧС
    • Предрейсовый осмотр
    • Запись на обучение
  • Контакты
      • Запись на обучение
      • Новости
      • Прайс-лист
      • Отзывы клиентов
    1. Главная
    2. Новости
    3. Охрана труда
    • Новости
    • Прайс-лист
    • Отзывы клиентов

    Чего ждать от изменений Х раздела Трудового кодекса

    На едином портале для размещения информации о разработке ФОИВ проектов НПА и результатов их общественного обсуждения опубликован доработанный по итогам обсуждений текст ПРОЕКТА Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» (редакция от 25.09.2018 года).

    Проект подготовлен Минтрудом России в соответствии с пунктом 7 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р, и во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 28, предусматривающего совершенствование законодательства в части формирования превентивно-профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве, осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда, а также пункта 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. № ДМ-П12-58пр.

    Напомним, что уведомление о разработке этого проекта Минтруд разместил еще 30 января 2015 года и вот на 1 октября 2018 года завершены не только процедура обсуждения, но и процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и антикоррупционная экспертиза Проекта.

    Предлагаемые Проектом изменения затрагивают широкий круг лиц:

    — организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда,

    — органы государственного надзора за соблюдением трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства

    Цель предполагаемых изменений: обеспечение внедрения передовых достижений в области охраны труда, полноценное внедрение оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда с целью повышения эффективности мероприятий в области охраны труда, сближение и гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны труда с аналогичными нормами в странах Евросоюза.

    В уведомлении о начале разработки Проекта указано, что со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение СОУТ в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах. Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психо-физиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда. В этой связи принято решение о разработке законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)», с принятием которого будет обеспечен учет перечисленных факторов в результате полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближение и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.

    Предлагаемые законопроектом изменения в ТК подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Читайте так же:  Дается ли материнский капитал переселенцам в россию

    В соответствии с правилами юридической техники законопроектом наряду
    с изменениями в отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается изложение раздела X «Охрана труда» в новой редакции.

    В новой редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие главы:

    «Государственное управление охраной труда»;

    «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;

    «Управление охраной труда у работодателя»;

    «Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства»;

    «Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев».

    Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают:

    — структурирование основных процедур управления охраной труда
    у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

    — повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях,
    отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета
    на работу в опасных условиях труда;

    — внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

    — модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты
    в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

    — совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев
    на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

    Предложенные поправки обеспечат реализацию концепции рамочного участия государства в построении СУОТ у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками; в принятии решений по предупредительным и реактивным мерам с учетом специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.

    При этом, в рамках проводимой работы по актуализации правил по охране труда, с учетом норм законопроекта, проекты указанных правил будут разрабатываться также с учетом широкой автономии работодателя в выборе
    средств управления охраной труда.

    Кроме того, законопроектом предусматривается дополнение Трудового кодекса Российской Федерации нормами, обеспечивающими совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства.

    Одним из ключевых способов предотвращения последствий
    от правонарушений, доказавшим свою эффективность, является внедрение
    в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля
    или «режима самоинспектирования», которая в настоящее время эффективно применяется при контроле финансовой деятельности работодателя.

    Законопроектом в указанных целях предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства
    и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроля), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Данный институт предлагается внедрить как право работодателя, т.е. законопроектом предусматривается добровольность внедрения такой системы.

    В целях стимулирования работодателей внедрять указанную систему, результаты самостоятельной оценки (самоконтроля), в случае её надлежащего осуществления и представления результатов в орган государственного надзора, будут использоваться последним в качестве дополнительных критериев отнесения работодателей к определенной категории риска при организации государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства (риск-ориентированный подход).

    Реализация подобного подхода создаст среду для формирования законопослушного поведения работодателя, повышения уровня культуры безопасности, устранения причин и условий совершения правонарушений, сокращения их количества.

    С учетом того, что создание комитетов (комиссий) по охране труда является
    не обязательным (они создаются по инициативе работодателя и (или) работников), законопроектом предусматривается внесение изменений в подпункт «д» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, направленных на уточнение основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа)
    либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

    В целях приведения положений Трудового кодекса Российской Федерации
    в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
    «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в ряде статей
    Трудового кодекса Российской Федерации слова «федеральные целевые программы» заменяются словами «государственные программы».

    Кроме того, в целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений законопроектом предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора.

    Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей
    и выполнению задач подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также:

    — внедрению передовых достижений в области охраны труда;

    — завершению построения системы активного управления охраной труда;

    — сближению и гармонизации требований охраны труда в Российской Федерации с аналогичными требованиями лучших мировых практик;

    — признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни
    и здоровья работников и поднятию ее авторитета на международном уровне.

    Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.

    Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации,
    так как предусмотренные законопроектом обязанности по соблюдению требований охраны труда уже возложены на работодателя Трудовым кодексом Российской Федерации, а реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности их работников и предусмотренных расходов бюджетной системы на реализацию функций указанных федеральных органов исполнительной власти.

    Ниже мы отметили и как могли оценили наиболее важные из предполагаемых изменений:

    С иным изменениями Вы можете ознакомиться самостоятельно, скачав 80 страничный документ из файлообменника по ссылке.

    Внимание! Вишенка на торте:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Минэкономразвития дал ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ заключение на данный Проект.

    Источники


    1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

    2. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

    3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
    4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
    Изменения трудового кодекса
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here