Административное принуждение к юридическим лицам

Важная и полезная информация в статье: "Административное принуждение к юридическим лицам". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Административное принуждение

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

[3]

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Читайте так же:  Может ли проводник поезда воспользоваться паспортными данными

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

[1]

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Административное принуждение к юридическим лицам

Административное принуждение к юридическим лицам

Административное принуждение к юридическим лицам

как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); • законность применения обеспечивается системой гарантий; • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности. Цели административного принуждения: 1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением; 2) пресечение правонарушений; 3) восстановление нарушенного состояния; 4) процессуальное обеспечение; 5) наказание (ответственность) правонарушителя. По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия. По субъекту применения существуют меры,

Административное принуждение

как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.

[2]

Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения — административных наказаний.

Административное принуждение

Бахрах, наряду с определением государственного принуждения, основанным на результате внутренней психической деятельности объекта принуждения, давали определения, основанные и на другом подходе. Д.Н. Бахрах в одной из своих работ под административным принуждением понимает

«особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями»

. К этому подходу определения государственного принуждения, как основной концепции, мы еще вернемся.

Административное принуждение

которым предоставлено право на его применение. Так, только право 3) наложения административных взысканий имеют более 35 субъектов (ст.

218 — 244 КУоАП [1]); 5) применение административно-принудительных мер может быть как персонифицированным (обращенным к конкретным субъектам), так и обращенным к определенной группе лиц без их персонификации (к жителям поселка, несовершеннолетним лицам и т.п.); 2. Классификация мер административного принуждения 2.1 Меры административного предупреждения Принудительный характер административно-предупредительных мер проявляется в применении ограничений к гражданам и организациям в установленных законом случаях, при отсутствии при этом Эти меры применяются многими органами и их должностными лицами: милицией, внутренними и пограничными войсками, службой безопасности, контрольно-надзорными органами (государственными инспекциями) и т.

Административное принуждение

“Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, от 20 декабря 1990 г, “О милиции”); Следовательно, особенностями мер административного пресечения являются: – их применение связано с реальной противоправной ситуацией (поведением); – целью их применения является: прекращение (пресечение) противоправного поведения, предотвращение совершения новых правонарушений, обеспечение привлечения виновных лиц к ответственности, устранение вредных последствий нарушения; – срочный, безотлагательный характер.

Группа мер административного пресечения является достаточно неоднородной, многочисленной, поэтому в правовой науке принято распределять их на несколько подгрупп в зависимости от сферы применения: 1) меры административного пресечения общего назначения; 2) меры административного пресечения специального назначения.

Административное принуждение, его виды

Другими государственными органами они используются не так часто. Меры пресечения тесно связаны с мерами предупреждения и административными взысканиями, которым они часто предшествуют, поскольку обеспечивают условия для их применения.

Административное принуждение

Козлов классифицировал их на: · меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя; · меры имущественного характера (изъятие оружия, снос самовольно возведенных строений); · меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности); · меры финансового характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования); · меры медико-санитарного характера (прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитарных норм и правил); · меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление действия лицензии); · меры специального и исключительного назначения (применение специальных средств).

Контрольно-предупредительные меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в сфере лицензирования Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В качестве единого основания применения таких мер указанными авторами рассматривается предположение о намерении лица совершить административное правонарушение или иное противоправное деяние1.

Читайте так же:  Образец письма в ифнс о снятии ограничения с расчетного счета

Д.Н. Бахрах, выделяя в целом предупредительные меры в системе мер админи- | стративного принуждения, относит к ним лишь отдельные исключительные меры, к применение которых носит сугубо персонифицированный характер.

Виды административного принуждения

22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.

До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

> «> Административное принуждение к юридическим лицам

Административное принуждение к юридическим лицам

2000. 22 июня. С лицами, совершившими малозначительные правонарушения, следует тщательно разбираться на месте совершения проступка и принимать к ним соответствующие меры воздействия, не доставляя их в помещение того или иного органа. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Административное задержание также не допускается: б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении; в) при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения. Иностранные граждане, не

Административное принуждение

Это: – требование прекратить противоправное поведение; – приведение лиц, которые уклоняются от явки в разные государственные органы и учреждения, не выполняют обязательство появиться по вызову последних. Эти меры выполняют роль средства обеспечения выполнения соответствующего долга; – изъятие образцов товаров для проведения экспертизы (например, санитарными врачами и их помощниками); – выселение в административном порядке лиц, которые самовольно заняли обитаемые помещения или таких, которые проживают в домах, которые могут обвалиться; – запрещение или остановка определенных работ или эксплуатации разных объектов (относительно транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения и тому подобное); б) меры обеспечения производства в делах об административных

Контрольно-предупредительные меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в сфере лицензирования Текст научной статьи по специальности — Государство и право

| Последующий характер имеют контрольно-надзорные проверки исполнения к предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требо- а ваний.

Административное право: учебник. М., 2019. С. 164. 2 См.: Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной.

2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

Административное принуждение к юридическим лицам

§ 3. Административное принуждение и его виды Административное принуждение как особый вид государственного принуждения характеризуется рядом признаков: является принуждением, основанном на законе, т.е.

К числу административно-предупредительных мер относятся: принудительный осмотр и досмотр багажа; регистрационные и лицензионные процедуры и т.п.

Пресекательные меры классифицируются по различным основаниям. Так, Ю.М. Козлов классифицировал их на: меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя; меры имущественного характера (изъятие оружия, снос самовольно возведенных строений); меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности); меры финансового характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования); меры медико-санитарного характера (прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитарных норм и правил); меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление действия лицензии); меры специального и исключительного назначения (применение специальных средств).

Д.Н. Бахрах по цели и способу воздействия различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

меры. Отметим, что восстановительные меры применяются чаще всего к лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения, и следовательно, тесно связаны с применением мер юридической ответственности. Административная ответственность будет рассмотрена в настоящем издании особо.

Виды административного принуждения

22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Административное принуждение, его виды

административное принуждение применяется в государственном управлении для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере государственной деятельности; механизм правового регулирования административного принуждения устанавливает основания и порядок применения соответствующих принудительных мер; порядок применения принудительных мер регулируется, как правило, нормами административного права, включающими в себя нормы административного законодательства или административно-правовые нормы актов исполнительных и распорядительных органов; применение административного принуждения — это результат реализации государственно-властных полномочий органов государственного управления и лишь в исключительных, установленных законодательством случаях такие меры могут применять суды (судьи); административное принуждение используется для: а) предупреждения совершения правонарушений; б) прекращения административных проступков; в) привлечения к административной ответственности. Административное принуждение применяется на основании административно-процессуальных норм.

В юридической науке сложилась следующая классификация мер административного принуждения: а) меры административного предупреждения (административно-предупредительные); б) меры пресечения правонарушений; в)административные взыскания. Меры пресечения условно можно разделить на две группы: общего и специального назначения.

Читайте так же:  Упрощенная форма подачи документов о гражданстве

К мерам пресечения специального назначения относятся: а) меры физического воздействия; б) специальные средства; в) использование огнестрельного оружия.

Следует обратить внимание на то, что меры пресечения в значительной степени присущи органам внутренних дел, государственным инспекциям.

Другими государственными органами они используются не так часто.

Административное принуждение к юридическим лицам

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли) .

Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения. Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий.

Меры административного принуждения

При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.

В связи с этим все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке. Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы: Не следует также забывать об особом виде административного принуждения — восстановительных санкциях. Такие меры (например, снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение.

Административное принуждение

— это одно из средств, которые может использовать государство помимо расширения сферы законодательного регулирования общественных отношений, являющихся предметом административного права.

В широком смысле административное принуждение представляет собой элемент юридически-властных полномочий субъектов исполнительной власти, призванный обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Помимо такого специфического признака, как применение определенных мер воздействия к лицам, непосредственно не подчиненным субъектам исполнительной власти, административному принуждению свойствен еще ряд особенностей: Одним из наиболее распространенных видов административного принуждения является административная ответственность. В качестве государственного принуждения выступает его особый вариант, а именно административное принуждение, суть которого состоит в применении за содеянное предусмотренных административно-правовыми нормами правовых санкций.

Вопрос о том, что является первичным — административное правонарушение или административная ответственность до сих пор остается дискуссионным. Логика подсказывает, что наличие административных правонарушений — первопричина соответствующей правовой реакции со стороны общества и государства. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е.

как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.

Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения — административных наказаний.

Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения — административное правонарушение.

Понятие, юридическая сущность и виды административного принуждения

Административное принуждение — разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

1. Административное принуждения является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.

2. Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.

3. Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях — суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).

4. Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.

5. Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранительного и др.), которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

Административное принуждение как метод управления, состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения, предупреждение, вынесенное в установленной форме за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм — административного штрафа и др.

Читайте так же:  Кассовый аппарат материал или основное средство

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения, посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях). Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, следовательно, ему присущи все признаки государственного принуждения. Именно поэтому для формулирования определения административного принуждения необходимо вспомнить о том, что такое государственное принуждение вообще.

Вместе с тем у административного принуждения имеются и отличия, определяющие границы административного принуждения в рамках принуждения государственного.

Границы административного принуждения определяются по-разному. Ю.М. Козлов дает самое широкое определение административного принуждения, считая, что оно «призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах». Т.И. Козырева, конкретизируя определение административного принуждения, высказала мысль о том, что «основанием для применения мер административного принуждения является административный проступок». С этим мнением согласны В.М. Манохин, М.С. Студеникина и др. Эти ученые считают, что административное принуждение применяется, по сути, за административное правонарушение.

Д.Н. Бахрах с этим не согласен и под административным принуждением понимает «особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями». Он отмечает, что меры административного принуждения могут применяться не только в связи с административными правонарушениями, но и в связи с объективно противоправными деяниями, содержащими в себе признаки состава правонарушения. Таким образом, в качестве обоснования своего несогласия И.И. Веремеенко приводит пример административно-предупредительных мер, которые применяются до совершения административного правонарушения, и поэтому с административным правонарушением их применение, по его мнению, не связано.

Таким образом, административное принуждение — это разновидность государственного принуждения, применяемого в связи с административным правонарушением (объективно-противоправным деянием, содержащим признаки административного правонарушения) либо в связи с государственной необходимостью.

Прямое административное принуждение

Отклонение от правопорядка — это действие, не образующее состава административного правонарушения, но в силу объективных обстоятельств дезорганизующее общественный порядок. Например: давка граждан при посадке на электричку; беспорядочная толкотня зрителей при выходе со стадиона после окончания матча. Отнесение отклонения от правопорядка к административному правонарушению затрудняет уяснение сущности правонарушения. С другой стороны, правомерно считать отклонение от правопорядка самостоятельной разновидностью юридических фактов, не сводимой ни к правонарушениям, ни к событиям, но такой разновидностью, которая требует применения прямого административного принуждения99.

Прямое административное принуждение как реакция государства на

определенные обстоятельства, угрожающие общественному порядку и безопасности общества, проявляется в различных формах насильственного воздействия на поведение граждан: от физического прикосновения с использованием боевых приемов борьбы и специальных средств (резиновые палки, наручники, служебные собаки) до применения огнестрельного оружия. Формы прямого административного принуждения правовые, хотя, как правило, замечает Д.Н.Бахрах, единого нормативного акта, регулирующего систему мер прямого принуждения, нет . Прямое административное принуждение регламентируется многими законами и подзаконными актами.

Прямое административное принуждение — это правоохранительная реакция на объективный факт административного правонарушения, отклонения от правопорядка техногенной и иной угрозы общественному порядку и безопасности общества. Данная реакция направлена на то, чтобы непосредственно прекратить нарушение, восстановить порядок путем понуждения субъекта к выполнению ранее возложенной на него обязанности.

Особенности, свойственные прямому административному принуждению, как воздействию на поведение физических и юридических лиц:

это воздействие прямое, непосредственное, направленное на охрану определенного объекта, защиту конкретного гражданина от противоправного посягательства, защиту права. Юридический характер такого воздействия заключается в том, что оно разрешено законом.

Прямое административное принуждение осуществляется на строго правовой основе: закона РФ «О милиции», закона РФ «О безопасности», Кодекса РФ об административных правонарушениях, Таможенного кодекса РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и

др. Нормами этих актов определяются основания применения мер прямого административного принуждения, определяется круг субъектов прямого принуждения и их компетенция, устанавливаются процедуры применения принуждения, которые создают необходимые гарантии для охраны прав и свобод граждан.

Анализ норм этих актов позволяет прийти к мнению, что меры прямого административного принуждения подразделяются на три вида: административно-предупредительные, административно-пресекательные, административно-восстановительные.

Существует множество ситуаций (юридических фактов), которые обязывают правоохранительные органы принимать превентивные меры, чтобы не допустить возникновения таких явлений, как преступления и административные правонарушения, пожары, наводнения, катастрофы, аварии, несчастные случаи и т.д. Для этого указанными выше органами применяются административно-предупредительные меры. К ним относятся: введение карантина, таможенный досмотр, проверка документов, госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и т.п.

Классификация административного принуждения

7. Административное принуждение есть правовое, организационное, физическое и психологическое воздействие правоохранительных органов (управления) на индивидуального и коллективного субъекта с целью заставить его силой к соблюдению предписанных законом действий или обязать его понести административное наказание за совершенное административное правонарушение.

Читайте так же:  Выплаты по уходу за ребенком инвалидом

Необходимость в применении административного принуждения проявляется в возникновении юридических фактов особого значения. К ним следует отнести случаи отклоняющегося поведения от правопорядка (например, неорганизованно идущая колонна демонстрантов), административные правонарушения, угрозы техногенного и природного характера. На ситуации подобного рода, правоохранительные органы обязаны применять меры принуждения.

Административное принуждение осуществляется органами государства и исключительно на правовой основе.

Административное принуждение складывается из воздействий различного рода: организационных, словесно-психологических, физических, имущественных.

Административное принуждение по характеру воздействия на поведение индивидуальных и коллективных субъектов, а также по способу охраны подразделяется на две группы мер: меры прямого административного принуждения и меры административной юрисдикции.

Прямое административное принуждение — это первичная реакция, вызванная одним из юридических фактов, имеющих значение с точки зрения охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. К таким фактам относятся: административное правонарушение; отклоняющееся от правопорядка поведение; возникновение угроз техногенного, природного, биологического характера; юридическая оценка складывающейся ситуации.

Анализ норм этих актов позволяет прийти к мнению, что меры прямого административного принуждения подразделяются на три вида: административно-предупредительные, административно-пресекательные, административно-восстановительные.

Метод административной юрисдикции представляет собой способ охраны социальных благ (общественного порядка, прав и свобод граждан и т. д.) путем осуществления органами милиции юрисдикционной деятельности в связи с совершенным административным правонарушением, в процессе которой данные органы производят расследование, обвиняют виновное лицо в совершенном правонарушении, рассматривают дело об административном правонарушении, выносят по нему решение о применении к правонарушителю административного взыскания, исполняют принятое решение.

Метод прямого административного принуждения, и метод административной юрисдикции объединяет одна общая черта: каждый из них является методом административного принуждения, к которому уполномоченный орган исполнительной власти прибегает на основе внутреннего убеждения, руководствуясь законом и совестью, без предварительной судебной проверки. Однако метод административной юрисдикции отличается от метода прямого административного принуждения и имеет свои особенности.

Использование метода административной юрисдикции выражается в реагировании органа исполнительной власти на административное правонарушение. Причем в отличие от прямого административного принуждения, проявляющегося в простом одномерном воздействии одного человека на другого, «реагирование» при применении мер административной ответственности проявляется в трех основных формах.

Во-первых, в том, что орган исполнительной власти предъявляет обвинение правонарушителю и расследует административное правонарушение.

Во-вторых, характеризуя метод административной ответственности, как реакцию органа исполнительной власти на противоправное деяние, следует отметить, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в отрицательной оценке содеянного с точки зрения закона.

В-третьих, формой реагирования органа исполнительной власти (милиции) на административное правонарушение является применение административного наказания на основе отрицательной оценки, то есть принятого решения о назначении административного наказания, карательных административных санкций.

Другой особенностью метода административной юрисдикции является его применение в специфическом процессуальном правоотношении, которое возникает в момент совершения административного правонарушения и завершается на этапе исполнения постановления о наложении на правонарушителя административного наказания.

орган исполнительной власти, осуществляющий административную юрисдикцию: расследование, оценку деяния, применение наказания; правонарушитель — виновное лицо.

Первый субъект наделен принудительно-властными полномочиями, правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела. Субъект наделен правом решать дело об административном правонарушении и наказывать правонарушителя во внесудебном порядке. Второй субъект — это лицо, совершившее административное правонарушение и привлекаемое к административной ответственности. В отличие от первого субъекта он не пользуется властными полномочиями, является объектом принудительного воздействия, хотя и пользуется процессуальными правами. Существенное свойство правоотношения, субъектами которого являются орган, осуществляющий административную юрисдикцию, и правонарушитель, — юридическое неравенство субъектов. Правовой спор, возникающий в таком правоотношении, своеобразен: при

несовпадении взглядов сторон по совершенному противоправному деянию властвующая сторона может проводить свое решение, используя для этого государственно-властные полномочия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, административное принуждение есть правовое, организационное, физическое и психологическое воздействие органов милиции (управления) на индивидуального и коллективного субъекта с целью заставить его силой к соблюдению предписанных законом действий или обязать его понести административное наказание за совершенное административное правонарушение.

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

  3. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Административное принуждение к юридическим лицам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here